Найти тему

Задачи профильного ЕГЭ по математике на банковские проценты, учимся рассуждать

На репетиторских занятиях предпочитаю методику обучения через наводящие вопросы.

При решении 17 задания всегда спрашиваю ученика, как бы он решил. Первый вопрос: что дано и что найти. Очень важно правильно понять условие, выделить ключевые моменты. Составление краткой записи помогает при этом. Не устаю повторять: "Как поймешь, так и решишь!"

Разбираем с ученицей очередную задачу. Привожу условие.

31 декабря 2014 года Евгений взял в банке 1 млн рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая - 31 декабря каждого следующего года банк начисляет % на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на а %), затем Евгений переводит очередной транш. Евгений выплатил кредит за два транша, переведя в 1 раз 540 тыс. рублей, во второй 649,6 тыс.рублей. Найдите а.

Девочка прочитала, что такое транш, не знает. Поясняю, выплаты. После третьего прочтения ученица поняла, что кредит полностью погашен за две выплаты.

17 задания делим на типы, рассмотрели уже следующие виды:

  1. долг ежегодно (ежемесячно) уменьшается на одну и ту же сумму;
  2. два равных платежа;
  3. три равных платежа;
  4. фиксированные платежи;
  5. сравнение двух вкладов.

После четвертого прочтения девочка смогла определить тип нашей задачи, отнесла ее к фиксированным платежам.

Взяли кредит S под 10% годовых девочка умеет записывать как 1,1S, понимает, что через 1 год стало 110%. В начале подготовки к ЕГЭ этот момент многим детям дается с трудом.

В сегодняшней задаче девочка смогла выразить а% через дробь а/100. Далее сказала, что знает как решать, за пять минут выдала ответ а=4%.

Я не стала перебивать, подождала, послушала ее решение, записала параллельно с ней ее действия.

Никогда не мешаю ученикам после слов "я знаю, как", если даже вижу грубые ошибки.

Терпеливо жду, готовлю наводящие вопросы, чтобы после неверного решения ученик смог сам понять свои ошибки, исправить их и переделать еще раз.

Самое ценное, что может репетитор дать ученику, это способность ошибаться, исправляться, чувствовать ошибки, не расстраиваться, не сдаваться, пока не найдено верное решение.

Всегда говорю, пока не помучаешься, не поймешь, как добиваться результата.

Из-за моей методики выдерживают не все, писала, например, тут, как одна из учениц передумала сдавать профиль, перешла на базу.

Вернусь к нашей задаче. Выдала ученица ответ 4% годовых. Я у нее спрашиваю, а под какие % банки дают сегодня кредит? Девочка говорит, 9,6%.

— У тебя получилось 4%, какие мысли при этом возникают?

Девочка предполагает, или банк выдал льготный кредит, что вряд ли, или она неправильно поняла условие.

Читает условие еще раз, понимает, что не надо было один миллион делить пополам, выражает с помощью моих наводящих вопросов а% через действие (100+а)/100.

Далее через 10 минут получает новый ответ (лист 2 на фото к статье), и он теперь верный.

За 30 минут уложились.

Девочка радостная, глаза сияют, на "д/з: решить еще 5 подобных задач" радостно кивает.

А я испытываю еще большую радость, чем ученица. Для того и работаю, чтобы чувствовать себя счастливой.