Найти тему
Записки психолога

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

 

 В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи (полная, неполная) и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые, особенно учителя. В отличие от малышей школьники даже младших классов более безболезненно переносят разлуку с родителями, а подчас и сами становятся ее инициаторами. Родители должны руководить поведением детей, способствуя развитию у них независимости, поощряя их новые умения и навыки. Это руководство касается решения таких вопросов, от которых зависит, насколько будет самостоятелен и свободен ребенок при выборе того или иного поведения, когда он перейдет из сферы семьи в более широкие социальные системы – школу, группу сверстников, общество. Родители должны постепенно готовить детей к такому переходу, учитывая приближение подросткового возраста.

 В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.

Авторитарный стиль: в таких семьях вырастают неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

 Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально

овладевать социальным пространством человеческих отношений. 

Гиперопекающий стиль – в такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Ребенок в школе займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.

Анализ стилей воспитания будет неполным, если не указать еще один стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье. В такой семье родители или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

В заключении добавлю, ребёнок может быть активным или спокойным, разговорчивым, либо замкнутым, смелым или боязливым, одним словом - разным. Характер во многом заложен уже от природы, и проявляется в детях неосознанно. Родители же обязаны быть терпеливыми и внимательными к своим детям, не позволять себе "выходить из себя", не давать волю своим негативным эмоциям в порыве одномоментного чувства гнева. Тогда, когда что-то где-то не клеится и плохое настроение, раздражительность, всё это, ни в коем случае не должно вымещаться на детях.