Приветствую на канале о мифах и легендах древнего мира!
Сегодня поговорим об истоках. Начале всего сущего...
Хаос был - как говорится греческой мифологии - самым первым, источником всего.
Пустым...
Непостижимым пространством в начале времен. Но, это было больше, чем просто зияющая пустота – как обычно переводится с древнегреческого. Олицетворенный как женщина, хаос был изначальной чертой Вселенной, теневым царством массы и энергии.
Хаос, как место обитания
Тем не менее, Гесиод представляет себе хаос, как нечто гораздо более осязаемое, чем бездонная пропасть. В какой-то момент, во время титаномахии Зевс бросает свои молнии в Титанов, и, по словам поэта, хаос
“охвачен поразительным жаром"
Более того, Гесиод, кажется, даже предполагает вскоре после этого, что Хаос - это своего рода жилище, в которым обитают титаны. Если так, то хаос должен быть мрачной серединой, расположенной между Землей и Тартаром, куда изгнали Титанов. Некоторые даже говорят, что это самое разумное космологическое видение из всех, поскольку, помимо Эроса, это первые три божества, когда-либо созданные в гесиодовской космогонии. Если это так, то они представляют собой начальный способ разделения пространства (завершенный, когда Гея родила Уран - Небо), с Эросом, являющимся движущей силой творения.
Хаос, как первый прародитель
Многие другие утверждают, что вначале Хаос был всем, что существовало. Воплощением темного величия и тайны творения. И что именно из Хаоса возникли первые три изначальных Бога: Гея (Земля), Тартар (Подземный мир) и Эрос (Любовь), прекраснейший из бессмертных богов. Гея станет матерью всего прекрасного в мире.
Хаосу не так повезет.
Вне себя она родит еще двоих детей: Эреба (Тьму) и Никс (Ночь). Правда, их сексуальный союз породил бы светоносное потомство - эфир (Божественный воздух) и Гемеру (День). Однако, потомство ночи - дочери Хаоса, которую боялся сам Зевс, - в конечном итоге превратится в цепочку зловещих, злополучных детей.
Хаос в мифологии
На более позднем этапе истории возникнут всевозможные спекуляции относительно роли Хаоса в первоначальном творении.
Во-первых, некоторые начинали сомневаться в ее первичности. Из тьмы или тумана, скажут одни; из союза между Хроносом (временем) и Ананке (необходимостью) потребуют другие.
И все же третья группа, объединившаяся вокруг ритуального поклонения мифологическому поэту Орфею, создала бы еще более уникальную мифологию. Согласно им, вместе с Эфиром и Эребом, Хаос был одним из трех сыновей Хроноса. Он был мастером-художником, которому удалось создать яйцо из бесформенного эфира. И из этого яйца вышел Фанес (или Протогенос), двуполое божество, которое продолжало спариваться с самим собой, чтобы дать жизнь всему существующему.
Мягко пародируя эту историю, Аристофан в своей комедии “птицы” утверждает, что вначале существовали только Хаос, Ночь, темный Эреб и глубокий Тартар. Затем ночь, оплодотворенная ветром, снесла в Эребе яйцо, из которого родился златокрылый Эрос. А затем, в Тартаре, Эрос спарился с Хаосом, который впоследствии породил расу птиц.