Концом янычарского войска стал 1826 год, когда в истории янычар была поставлена жирная кровавая точка.
Немного истории.
Янычарское войско появились в 1365 г. и просуществовало почти 500 лет. Оно считалось не только грозной силой на полях сражений, но и опорой султана при сохранении личной власти в империи.
Правда, опора была не очень прочная. Янычары, недовольные условиями содержания, действиями какого- нибудь чиновника, а то и самого султана, были в состоянии произвести дворцовый переворот и привести к власти угодного им правителя. А прежний мог быть и убит.
И даже такие известные личности, как Мехмед II Завоеватель и Сулейман Великолепный были вынуждены идти на уступки янычарам.
Но в начале XIX века Турция столкнулась с необходимостью перемен, в том числе и в армии - вольница отжила своё. Пора было переходить к европейской организации вместо устаревшего и разложившегося янычарского корпуса.
Первую попытку военной реформы пытался сделать в начале XIX века султан Селим III. Закончилась она тем, что султан был свергнут и убит.
Но перемены были необходимы, и обуздать янычар сумел Махмуд II.
Султан воспользовался поражением Турции в очередной войне с Россией, где корпус янычар показал полную неспособность воевать. Особенно опозорились янычары в Греции, где были разбиты местным плохо вооружённым народным ополчением.
Это стало для Махмуда отличным предлогом начать реформу. Для начала он заручился поддержкой высшего духовенства Турции на создание полков "нового строя," что означало поддержку всех его последующих действий.
Махмуд успел сформировать 8 000-е войско, и тут начало расти недовольство янычар, чувствующих угрозу своему положению. И 15 июня 1826 г. начался очередной мятеж.
Янычары разгромили дворец великого визиря, после чего собрались на площади и стали требовать головы визиря и министров, отвечающих за реформы. Мнения историков, сколько было тогда янычар в Стамбуле, разнятся, и принято оценивать их численность в 20 000 человек.
Интересный факт.
Некоторые историки считают, что сам ход мятежа говорил о том, что янычары уже не те, что были раньше. В прежние времена они сразу пошли бы ко дворцу султана, а головы министров взяли бы сами. Но в тот раз было больше митингов, чем на решительных действий.
Всё это сыграло на руку Махмуду.
Но поначалу он, испугавшись, объявил, что если бунт прекратится, он дарует всем прощение. Что ещё больше накалило страсти - теперь стали раздаваться требования головы самого султана.
Тогда Махмуд пошёл на крайнюю меру - приказал развернуть знамя пророка - Санджак-Шериф. По преданию, знамя было сделано из халата пророка Мохаммеда, и султан должен поднимать его, когда Турции и исламу грозит смертельная опасность. А каждый, способный носить оружие должен предоставить себя в руки султана.
Интересный факт.
За всю историю Османской империи Санджак - Шериф разворачивался один раз - в 1595 году, во время похода в Венгрию. Турки потерпели поражение, а знамя чуть не было захвачено.
На подавление мятежа Махмуд бросил вновь сформированное войско, усиленное артиллерией. К ним с удовольствием присоединились вставшие под знамя пророка жители Стамбула, которым уже изрядно надоели постоянные поборы и притеснения яычар.
Когда стало понятно, что весь Стамбул его стороне, Махмуд приказал закрыть городские ворота и никого не выпускать. Избиение янычар продолжалось два дня. Те, кто были схвачены, приговаривались к казни.
Янычарский корпус прекратил своё существование, а подавление мятежа стало называться "Vaka-i Hayriye," что в переводе с турецкого означает "счастливое событие."
Янычар Махмуд предал проклятью, запретив навеки произносить их имя. И приказал разрушить их надгробья на кладбищах Стамбула.
Интересный факт.
Кроме "счастливого события" Махмуд II вошёл в историю Турции как султан, при котором империя потеряла Молдавию и Бессарабию. Затем обрели независимость Греция и Египет.
Султан был небольшого роста и посредственной внешности. При этом отличался сильной волей, большим умом и скрытностью.
Несмотря на то, что Махмуд начал преобразования во многих сферах, его правление можно в целом признать неудачным. Во многом из-за того, что Турция опоздала с реформами.