Вопреки господствующему в отечественной истории утверждению, что до 50-х годов XVII в. в рядах донского казачества сохранялось относительное имущественное равенство, а со второй половины этого века формируется социальное неравенство среди казаков, необходимо отметить следующее. Имущественное неравенство на Дону существовало всегда. Во-первых, это было связано социально-психологическими и бытовыми особенностями отдельного казака. Во время сухопутных набегов и морских походов первоначально вся захваченная добыча делилась меж казаками поровну и по справедливости. Но кто как распорядится полученным кушем - это дело было личное и никого не интересовало. Казаки распоряжались своей долей (хлеб, ткани, деньги, украшения и драгоценности и др.) по своему усмотрению.
Часть казаков после удачных набегов с богатой добычей, получив свою долю, щедро ее раздаривала, делилась ею с дальними и близкими «родимцами» и нередко бесшабашно пропивала. Причем беззаботно и легко оставляли все в кабаках. Для таких казаков не считалось зазорным прогулять все до нитки. В старинной казачьей песни есть такие слова:
«Во кабак я шел - как мак цветет,
Из кабака вышел - как мать родила».
Но казак никогда не пропивал личного оружия. Пропивший оружия лишал себя высокого звания «донского казака» и навеки покрывал себя позором.
Другая часть казаков, получив свою долю, обращалась с ней экономно, хозяйственно и бережно. Полученной добычей они приторговывали сначала среди казаков, а затем и в пограничных городах Русского государства. Наряду с этим захваченные пленники из татар, ногаев и турок, скакуны, продовольствие, сукна и ткани продавалось этими казаками торговым людям, специально приезжавшим на Дон из русских городов, с целью скупки казачьей военной добычи. Так и повелось среди донских казаков - одним нужна была добыча для приумножения богатства, а другим - для веселой и праздной жизни, что со временем и обусловило их естественное неравенство.
Во-вторых, существование имущественного неравенства было связано и с тем, что ранее поселившиеся на Дону казаки («старые казаки») за долгое время участия в набегах и походах успевали накопить значительное имущество, завести на Дону хозяйство. Вновь прибывшие в Донской край беглые и переселенцы («молодые казаки») были, как правило, небогаты, а чаще прибывали со скудными пожитками. В те времена, когда отряды Войска Донского организовывали систематические походы за добычей, у «молодых казаков» были возможности со временем накопить себе имущество и, следовательно, пополнить ряды состоятельных казаков. Тем самым до определенного времени имущественное неравенство не носило среди донских казаков характера резкого обособления между ними. Данная картина резко менялась в периоды, когда по каким-либо причинам прекращались, или долгое время терпели неудачу военные набеги казаков. Так, в 30-40 гг. ХVII в. несколько лет подряд казачьи походы на море оказывались неудачными. Такая же ситуация возникла и в 60-е годы ХVII в., когда путь казакам на море был окончательно закрыт турками и татарами благодаря постройке нескольких крепостей в устье Дона. В результате в донских землях возникает социальная напряженность, при которой состоятельная казачья верхушка начинает противостоять менее состоятельным казакам. Все это вместе взятое создавало благоприятною почву для мятежей и восстаний.
В третьих, большая часть домовитых казаков селилась в низовьях дона, где были благоприятные условия для быстрого обогащения. Здесь были лучшие места для рыбной ловли и лучше пастбища, которые они захватили в свои руки. Отсюда легче было совершать военные походы на Крымское побережье и Турцию. Низовым казакам доставалась большая часть царского жалованья. Сразу заняв особое положение по сравнению с другими казаками, домовитое казачество продолжало обогащаться и в дальнейшем, чему способствовало использование в их хозяйствах труда пленных и работных людей.
Подавляющее большинство голутвенных казаков проживало на Верхнем и Среднем Дону, по Хопру, Бузулуку, Медведице и Иловле. Из царского жалованья им почти ничего не доставалось, а их участие в военных походах и набегах было под контролем низовых казаков. А так как часто многие из них по бедности не имели необходимого воинского снаряжения, то брали его у зажиточных казаков на кабальных условиях.
Между тем уже ко второй половине XVII в. деление казаков на «низовых» и «верховых»,по существу, потеряло свое значение. В то же время более резко обозначилось деление их по имущественному признаку на «голутвенных» и «домовитых».Из среды домовитых казаков обычно избиралась вся казачья старшина во главе с атаманом, которая подчиняла своему влиянию решения войскового круга. В итоге, социальное расслоение и изменения в организации управления и власти на Дону привели к обострению противоречий между казачьей верхушкой и массой рядового казачества, в состав которого входила также голытьба и беглый крепостной люд.
Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги.
Продолжение темы:
ген. И. Ф. Быкадоров: ТОЛЬКО САМО КАЗАЧЕСТВО СМОЖЕТ БЫТЬ КУЗНЕЦОМ СВОЕГО СЧАСТЬЯ.
Инициативы Донских Казаков по сходу беглых на Дон.
О станичных атаманах и станичном самоуправлении.
Казаки-ордынцы в донских степях.
Типы поселений донцов: городки, станицы, хутора, остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы.
Беглые -- источник дохода казачьей старшины на Дону.
Первые упоминания о казачьих городках на Дону.
Исторические сведения о добрососедстве (и не очень) донских казаков и калмыков-казаков.
Общество торговых казаков Войска Донского, как доказательство служивой подневольности казаков.
Донские казаки, в большинстве своём не знают, кто были их предки.