До 15 апреля в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открыта выставка «Актуальная Россия: искусство памяти», реализованная на средства гранта Президента Российской Федерации.
Зачем идти? Во-первых, это бесплатно. Во-вторых, это возможность увидеть срез актуального российского искусства в одном месте, причем срез довольно пестрый. Здесь работы именитых художников представлены вместе с произведениями малоизвестных талантливых авторов, творчество которых, возможно, для кого-то станет открытием.
Организаторы проекта, Творческий Союз художников России и Фонд развития современного искусства, выбрали не самую простую тему для исследования. Память - вещь тонкая. Она связана с эмоциями. Только эмоции всегда сиюминутны, а память нет. Есть моменты, которые помнишь всегда, хочешь того или нет. А есть сиюминутный мусор в голове - зашло и вышло. Есть вещи, которые важно и нужно помнить, а есть те, что лучше забыть. Если говорить конкретно о культуре, то память здесь - мощный инструмент для ее сохранения, передачи, новых интерпретаций.
Как искусство памяти выразить в творчестве? Эту сложную задачу поставили участникам проекта организаторы, и практически все художники с ней справились. Конечно, местами приходится ломать голову, выискивая смысл работ и отсылку к памяти - иногда это забавно и увлекает, а порой обескураживает. Не всегда понятно, почему произведения тех или иных авторов представлены вместе, в одной зоне. Есть ощущение хаотичности, разбросанности работ по залу, а главное нет того того формата, что указан в анонсах к проекту, - иммерсивная выставка. Как ни стараешься погрузиться в контекст, как ни пытаешься стать не пассивным зрителем, а героем всей этой истории про память, все равно всплываешь в реальность с вопросом: что происходит и куда я попал? Но это уже вопросы к куратору, не к художникам и не к организаторам.
Очень позитивная яркая работа под названием «Лаборатория цвета» творческого дуэта Валерия и Натальи Черкашиных призвана дополнить память недостающими цветами, расширяя ее возможности. А с другой стороны, инсталляция выглядит как призыв сделать фото на память в довольно нестандартном обрамлении. Идея и формат очень нравится посетителям выставки, которые выстраиваются в очередь, чтобы сделать красивый кадр. На память.
Одна из инсталляций на выставке представляет собой белую бумажную стену, со свисающими с нее букетами, первая ассоциация - отсылка к возложению цветов, с намеком - чтобы помнили. А, например, работа известного художника и скульптора Алексея Дьякова - оммаж картине Малевчиа «Черный квадрат». Только у Дьякова - это своеобразная геометрическая фигура со светом в конце тоннеля, он предлагает помнить о том, что было, но смотреть в будущее, идти дальше. Трогательная инсталляция с опавшими осенними листьями и изображенными на них объектами - это как воспоминания из прошлого, обрывки памяти - вот детский велосипед, рядом - силуэт беременной женщины, птица, ребенок. Душевно и просто - тот случай, когда ничего не надо усложнять. Примерно такие же ощущения от картины Максима Ильинова «Петушок» - атмосферная, яркая, цветная, как воспоминания из счастливого детства. Художник Александра Weld Queen заполнила свои стальные авоськи едой и лекарствами. Авоська уже не та, нет в ней бутылки кефира, батона, булок и настоящего молока, как раньше. Сейчас в ней по сути - мусор.
Работы, представленные на выставке, выполнены в разных жанрах: живопись, скульптура, фотография, инсталляция, медиа-арт. Здесь же в отдельной зоне, под возрастной маркировкой 18+, показывают новую версию «Турандот» художественной группы AES+F (Евгений Святский, Лев Евзович, Татьяна Арзамасова, Владимир Фридкес) - запись спектакля, сделанную в театре Комунале в Болонье, где на фоне мультиэкранного видео происходит действие оперы. Российские художники выступили в качестве сценографов и соавторов режиссера постановки.
Посетителей выставки также приглашают на мастер-классы, круглые столы и авторские экскурсии. Вход на все мероприятия - свободный.