Сегодня исполнилось 77 лет с того исторического дня, когда бойцы Красной Армии освободили Ржев - один из самых многострадальных городов России. Немецко-фашистские войска заняли город 14 октября 41-го года. Оккупация длилась 17 месяцев. За это время ржевское направление стало одним из главных в Калининской наступательной операции, прошла не одна Ржевско-Вяземская операция. Первая продолжалась с января по апрель 1942 года.
И вот.. последние кровопролитные бои на этой земле: 2 марта 1943 года наша армия перешла в наступление. Немецкие войска уже отступали, поэтому очередная Ржевско-Вяземская операция для наших превратилась в преследование отходящего противника.
К концу дня 2 марта советские войска заняли ряд населённых пунктов на подступах к Ржеву, а утром вышли на линию железной дороги Москва – Великие Луки и шли, освобождая одну деревню за другой. Непосредственно на Ржев наступали 215-я и 274-я стрелковые дивизии 30-й армии под командованием генерал-майора Куприянова и полковника Шульги. В ночь на 3 марта они подошли к Ржеву.
Последние подразделения немцев бежали из города ранним утром 3 марта. На рассвете в безлюдный разрушенный Ржев вошла оперативная группа особого отдела НКВД 30-й армии.
Напоследок фашисты 1 марта согнали в Покровскую церковь на улице Калинина 248 человек - это все, что остались из 56-тысячного населения города. Женщин, стариков, детей заперли в храме, заминировав двери.
Однако сообщение о том, что фашисты планируют уничтожить всех оставшихся в живых ржевитян, командование 274-й дивизии получило еще накануне. И в третьем часу ночи 3 марта батарея тяжелых минометов нанесла удар по подвальным помещениям склада, где расположились фашистские подрывники.
Одновременно с началом минометного обстрела в город проник штурмовой отряд, получивший приказ любой ценой прорваться к Покровской церкви и спасти людей. Задача была выполнена. Подойдя с северо-востока Ржева и потеряв по пути 18 бойцов, штурмовой отряд рано утром освободил из Покровской церкви ржевитян, которые были практически уже смертниками.
В 2018 году поэт из Ржева Любовь Колесник описала это событие в своих стихах.
В синем марте холодно, как в аду.
В церкви детский плач, выноси святых.
Накормить бы всех, приложить к кресту…
Ни креста, ни хлеба.
Вдали затих
грохот бронетанковый, смертный бой,
и такая встала до звона тишь -
непонятно, умер или живой.
По взрывчатке ходит дурная мышь –
или от шинели горелый клок
ветром пошевеливает слегка.
Страшной сажей вымазан белый бок
в церковь залетевшего голубка -
он по-человечески присмирел,
как по-человечески умирал.
- Правда, не ревёт уже артобстрел!
Слышишь, не реви уже!
Отпирал их солдатик лет, может, двадцати,
длинный, как коломенская верста.
Не герой и даже не командир
им похожим виделся на Христа.
Это было уймищу лет назад,
может, и в живых никого из них.
Ржевский синий март и горелый ад
затянулся жизнью и подзатих.
Над Покровской церковью - стужи свист.
Я с гвоздикой рядышком притулюсь.
Атеист я, бабушка, аметист.
Но сегодня, кажется, помолюсь.