Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Малодушие капитана Фана. "Цзи юань"

Оглавление
Сановники веселью предаются,
      Их путь во мраке к пропасти ведет.
      Но разве о себе самом горюю?
      Меня страшит династии конец. (Лисао)

Путь китайского чиновника Ли Хунчжана к высотам власти в Цинском Китае был достаточно долгим. Трамплином послужили его успехи в подавлении восстаний тайпинов и няньцзюней. Помимо модной желтой кофточки (полагалась только ооочень достойным людям империи) и павлиньего пера,сановник получил в 1870 году в управление столичную провинцию Чжили. Пользуясь всеми возможностями своей должности (китайские губернаторы обладали значительной автономией, имели свои армии, казну и иногда флот.

Ли Хунчжан был сторонником модернизации Китая по западному образцу, а его влияние на императорский дворец достигло в последней трети века максимума. Одним из увлечений сановника был флот. Он достаточно быстро прибрал к рукам финансирование имперского флота и Северный или Бэйянский флот, который он курировал, получал большую часть финансирования и был сильнейшим в империи.

Модернизация по Ли Хунчжану была поверхностной-основной упор делался на военный сектор-строились заводы, порты, верфи, закупалось оружие и корабли, нанимались западные специалисты, а офицеры обучались в европейских школах. К глубинной же перестройке экономики и общества императорская власть готова не была.

К концу 70-х Ли Хунчжан настолько укрепился в имперской вертикали, что приступил к амбициозной программе строительства Большого флота, имея ввиду в первую очередь противостояние Российской империи и развивающейся Японии.

К этому времени китайский флот состоял из большого количества вооруженных джонок, трех парусных фрегатов, нескольких десятков небольших канонерских лодок британской и китайской постройки и небольших деревянных крейсеров. Реальная ценность этого флота была ничтожной. Попытка договориться о строительстве крупных боевых кораблей с Британией не удалась. Альтернативой на тот момент могли выступать только французские верфи. Но Ли принимает нестандартное решение-он начинает переговоры с Германией. На тот момент судостроительный рейтинг Германии -чуть выше нуля, буквально несколько лет-как она сама строила и закупала корабли для своего флота в Англии.

Но китайцев заинтересовали первые успехи немецких корабелов, да и условия были более мягкими. По планам Ли должно было быть заказано 12 броненосцев. Но... усушка, утряска, подношения нужным людям, в итоге денег хватило на два броненосца (знаменитые «Динъюань» и «Чжэньюань»), на три уже не хватало, но деньги оставались. На "сдачу" был заказан третий корабль- своеобразный "крейсер береговой обороны", меньшего размера и с довольно высокой скоростью за счет уменьшения бронирования.

Тот же AG Vulcan Stettin в Штеттине построил по китайскому заказу хорошо защищенный бронепалубный крейсер 3-го ранга(или II класса) «Цзиюань»( упрощенный китайский :济远; традиционный китайский :濟遠; пиньинь : Jiyuan, иногда Chiyuan ; Wade-Giles : Цзи Юань ).

При водоизмещении в 2300 тонн он нес две 210мм и одну 150 мм крупповские пушки, 76 мм броневую карапасную палубу , 254 мм барбет и мог развивать скорость более 15 узлов. За основу проекта немцы взяли почти вдвое увеличенные чертежи своей броненосной канлодки «Веспе». До распространения скорострельной артиллерии проект вполне соответствовал духу времени. Более того, немцы, как и британцы, испытывали на иностранных заказчиках новинки перед внедрением на свой флот. На «Цзиюань» немцы впервые предусмотрели возможность отказа от парусов.

Заказ разместили в 1879 году, строительство началось 31 января 1880 года, 2 ноября 1883 года его спустили на воду.

Однако построенный крейсер, как и два новеньких броненосца, немцы передали заказчику только в 1885 году. Во время франко-китайской войны 1884-1885 годов, немцы придержали корабли по просьбе французов, с которыми произошло недолгое улучшение отношений, и в соответствии с "международным правом". После предсказуемого поражения китайцев все три корабля отпустили в Китай.

В итоге при столкновении с Японией флот Поднебесной был германо-английским, в то время как японский-англо-французским. В китайском флоте германскую родословную имели оба броненосца, два броненосных, три бронепалубных и два безбронных крейсера.

-2


 
Бронепалубный крейсер "Цзиюань" (1885). Продольный разрез
Бронепалубный крейсер "Цзиюань" (1885). Продольный разрез
-5

-6

«Цзиюань» «Jiyuan», «Chi-Yuen», «Tsi-Yuen», «Сайен» («Saiyen») —
с 1895
. “Vulcan A. G.”, Штеттин, Германия. Заложен в 1880. Строительство начато 16.01.1883. Спущен на воду 2.11.1883. Готов-август 1884. Введён в эксплуатацию 11.06.1885. С 1895 захвачен Японией. Выведен из состава флота 30.11.1904. Потоплен

Водоизмещение 2300 длинных тонн (2337 тонн)/2400-2440 тонн. Длина 71,93/72,01/74,98 м. Ширина 10,36/10,5/10,67 м. Осадка 4,67/5,18 м .
Бронирование палуба: 76 мм, барбет: 254, щиты орудий 51 мм, рубка: 25 мм
Двигатели -две паровые машины «компаунд», 2 двойных или 4 паровых цилиндрических котла, 2800 л.с. Движитель 2. Скорость хода 15-16,5 узлов максимальная. Запас угля 230/300 т. Дальность: 1.000 миль (8 узлов). Экипаж 180-200-220 человек(22/204).
Вооружение-1×2 210-мм/30-35 Крупп, 1×1 150-мм/35 Крупп, 4-75 мм/30 Крупп, 4×1 57-мм, 9×5 37-мм Гочкиса. Минно-торпедное вооружение 4 × 350(381)-мм надводных ТА(1 курсовой, 1 кормовой, 2 траверзных).
(в 1898 г. мелкие пушки заменили на 8-47 мм/40, а ТА на 457-мм).

Крейсер имел стальной гладкопалубный корпус с разделением на водонепроницаемые отсеки. Корабль имел таранный форштевень, острые "крейсерские" обводы и небольшую надстройку с мостиком на миделе. За надстройкой находилась единственная дымовая труба.

Первоначально крейсер имел три мачты с парусным вооружением. После перехода в Китай паруса, фок и бизань мачты были демонтированы. Оставшаяся грот-мачта имела боевой марс. Экипаж состоял из 202 человек, в том числе 20 офицеров.

Двухвальная силовая установка состояла из двух паровых машин двойного расширения и четырех паровых котлов мощностью 2800 л.с. Максимальная скорость 15 узлов, для китайского флота того времени очень неплохая.

Немцы обеспечили крейсеру современное бронирование- броневая палуба из двух листов стали общей толщиной 76 мм. Артиллерийскую установку из двух 210 мм казнозарядных орудий Круппа в носовой части защищал кольцевой барбет также из двух слоев брони компаунд общей толщиной 254 мм. Сверху орудия прикрывал бронеколпак толщиной 51 мм. У боевой рубки стенки прикрывались лишь 25 мм стальным листом.     

Главный калибр. Фото времен службы в Японии
Главный калибр. Фото времен службы в Японии

   

Снаряды крейсера Jiyuan (Цзи Юэнь) в музее Бэйяна на острове Люгонг
Снаряды крейсера Jiyuan (Цзи Юэнь) в музее Бэйяна на острове Люгонг

                                                                                                

Кормовое орудие (позднее фото , орудие без броневой защиты). В японском флоте
Кормовое орудие (позднее фото , орудие без броневой защиты). В японском флоте

150 мм крупповская пушка стояла на корме и была прикрыта только 51 мм щитом. 75 мм пушки были установлены вдоль бортов, а на нижнй палубе размещались неподвижные торпедные аппараты Шварцкопфа.

-10

-11
-12

Полностью достроен крейсер был к августу 1884 года, но из соображений большой политики и гуманизма, а также временного потепления отношений с французами, немцы китайцам корабль не отдавали- французские адмиралы никакого желания встретиться в бою с двумя немецкими новейшими броненосцами и крейсером не испытывали. 10 месяцев готовый крейсер простоял в Штеттине. Лишь 3 июля 1885 года три корабля отправились из Киля к заказчику. Команды были немецкие. Переход шел через Суэцкий канал, с посещением Девонпорта, Гибралтара, Адена и Коломбо, В конце октября 1885 года эскадра встала на якорь в Таку.

Здесь корабли были приняты китайскими экипажами. Бэйянский флот пополнился новыми кораблями и стал сильнейшим в Азии. В 1886 году Бэйянский флот совершил поход по портам "дружественных" держав, демонстрируя растущую морскую мощь Цин. Эскадра посетила Владивосток, Нагасаки и Куре. Затем крейсер часто стоял стационером в корейских портах.

К 1894 году предельно накалились отношения Поднебесной с Японской империей. Япония первоочередной целью для экспансии видела Корею, которая, будучи формально независимым королевством, являлась вассалом Китая. После революции Мейдзи , бурно развивающаяся Япония все активнее вытесняла китайское влияние на корейцев своим как экономическими, так и военными методами добиваясь от Цинь различных уступок. В итоге протекторат над Кореей стал фактически совместным-по договору 1885 года обе стороны должны были согласовывать свои действия на полуострове.

В самой Корее было в это время неспокойно. Неурожаи и агрессивная экспансия японских конкурентов вызвали грандиозное крестьянское восстание Тонхак, начавшееся в 1893 году. Если первые выступления корейскому правительству удалось подавить, то начавшееся в 1894 году восстание Чон Бонджуна имело значительные успехи. За помощью в борьбе с повстанцами королевское правительство в начале июня обратилось к сюзерену-Китаю. В Корею вошли китайские войска-2500 солдат. Японцы же в это время оккупировали Сеул. Несмотря на соглашение правительства с тонхаками, страна погрузилась в хаос.

Обе империи продолжали увеличивать свои контингенты в Корее, переброска войск шла морским путем. Японцы традиционно высаживались в Чемульпо, а китайцы-в Асане.

22 июля 1894 года в Асане разгрузился очередной китайский конвой(2 транспорта-«Айжэнь» и «Фэйцзин») с батальоном пехоты , охраняемый крейсером «Цзиюань», минным крейсером «Гуанъи» и учебным крейсером«Вэйюань»(иногда упоминается как посыльное судно). Разгрузившиеся транспорты увел в Китай «Вэйюань», а два крейсера остались в бухте ждать отставший третий пароход с войсками.

Утром 25 июля у входа в бухту появилась японская Летучая эскадра контр-адмирала Цубоя (быстроходные бронепалубные крейсера 2-го ранга "Иосино", "Нанива", "Такачихо" и "Акицусима"). Три из четырех японских крейсеров относились к эльсвикским, отличались высокой скоростью и большой огневой мощью. Против 6 китайских у японцев было 38 орудий.

Китайцы, обнаружив присутствие японцев, в 9-00 утра направились к выходу из бухты, чтобы встретить свой транспорт первыми. Японцы, освобождая проход, также двинулись в море.

Дальше в японской историографии событий начинается свалка странных фактов из анекдота про каток-"как обгонял, как подрезал... " Сыны микадо педантично запротоколировали понесенные обиды: китайцы не салютовали их адмиралу, как полагается по обычаю, и демонстративно изготовились к бою (правда с установленным на корме тентом); идущий за «Нанивой» «Цзиюань» опасно прижимался к корме, провоцируя столкновение.

После выхода в море уже Того (командир «Нанивы») начал наезжать на наглого китайца, прижимая его к берегу. Фан Боцянь (командир «Цзиюань») поднял дополнительно белый флаг, обозначая готовность к переговорам. Однако, как утверждал Того, одновременно китайский крейсер выпустил торпеду в сторону «Нанивы». Японцам ничего не оставалось, как открыть огонь. Выстрелы японского крейсера стали первыми выстрелами японо-китайской войны.

Потом была обнародована еще одна версия, в редакции адмирала Цубоя. Якобы, не обнаружив в бухте Асана двух японских авизо "Такао" и "Яйеяму", он посчитал их потопленными китайцами и начал по самурайски расправляться с обидчиками.

Разумеется, насчет "самообороны" японцам никто не поверил. Тем более что на суше активные действия уже начались. 23 июля японские войска взяли штурмом королевский дворец в Сеуле и король подписал союзный договор с японцами, направленный против Китая. Тогда же из Сеула вышел отряд для захвата Асана.

Китайцы же нападения совершенно не ожидали. Первый залп «Нанивы» с примерно 250 метров был страшен. Снаряд, взорвавшийся в рубке, разорвал на куски лейтенанта и мичмана, голова лейтенанта так и осталась висеть на переговорной трубе. Рулевое устройство и система внутренней связи вышли из строя. Фан Боцянь приказал открыть огонь в ответ. Китайцам удалось попасть в одну из офицерских кают. В этот момент появляется и торпеда, выпущенная китайцами - во избежание взрыва поврежденной японскими осколками торпеды китайцы предпочли ее выпустить "в молоко". Потом у японцев она станет причиной открытия огня.

Второй залп японского крейсера вывел из строя основное вооружение-башня получила сразу два попадания-один из снарядов попал под башню, повредив один из стволов и элеватор. Второй снаряд пробил тонкий бронекупол и уничтожил внутри башни весь расчет- семь человек.

Еще одно попадание пришлось в борт, были повреждены жилые помещения, мачта, взрыв у дымовой трубы стоил жизни нескольким кочегарам. На корабле начались паника и пожар, крейсер был залит кровью и завален обломками. Матросы с горящей палубы пытались укрыться внутри корабля, но оттуда их пинками и револьверами выгоняли офицеры.

«Сначала японцы выпустили несколько снарядов, которые попали в боевую рубку „Тси-Юаня“, пробили её и разорвали на части первого лейтенанта и мичмана. Голова лейтенанта повисла на одной из переговорных труб; рулевой прибор, машинный телеграф и переговорные трубы были полностью разрушены. Находившийся в рубке капитан Фонг не пострадал; он немедленно отдал приказание подготовить корабль к бою и сошёл вниз. На корабле ещё ничего не успели сделать, как в него попал второй бортовой залп японца, причинивший большие повреждения.

Один из снарядов, отскочив от броневой палубы, ударил вверх, в нижнюю часть передней башни, и прошёл сквозь её броневую обшивку. Он пробил насквозь палубу, повредил механизмы подачи снарядов и привел в негодность одну из 8-дюймовых пушек. Через несколько минут башню пробил второй снаряд; разорвавшись внутри, он убил артиллерийского офицера и шесть человек прислуги… Большое количество попаданий пришлось в пространство между палубами; один снаряд разнес каюты офицеров и сделал огромную пробоину в борту; другой ударил в кожух дымовой трубы и, разорвавшись там, убил несколько кочегаров. Снаряды неоднократно попадали в шлюпки, причем те загорались, а боевая мачта была пробита в нескольких местах» (Вильсон Х. Броненосцы в бою).

после боя
после боя

Пример настоящего героизма продемонстрировали немецкий инженер-механик Гофман и его китайский помощник. Под огнем они на ощупь, среди тел, обломков и дыма, протянули временные румпель-тали. Помощник при этом был убит осколком и Гофман закончил восстановление рулевого управления один. Машины продолжали работать, снаряды японцев рикошетили от карапасной палубы. Главный калибр Того почему-то не использовал, при этом в крейсер «попало большое число снарядов из 6-дюймовок и пушек меньшего калибра, но ... большая часть японских снарядов не разрывалась».

Еще один подвиг совершил минный крейсер «Гуанъи», который самоотверженно атаковал «Наниву», отвлекая внимание от поврежденного флагмана.

Небольшого небронированного корабля хватило ненадолго- он получил множество пробоин и имел 37 убитых на борту, «Гуанъи» начал тонуть. Его командир, Лин Го Сян, приказал выбросится на берег. Экипаж покинул корабль, получивший не менее 30 прямых попаданий. Вскоре взрыв снес корму храброго кораблика- либо снаряд попал в одну из торпед на борту, либо китайцы подорвали его сами.

«Цзиюань», тем временем, пользуясь случаем, стал уходить. За ним погнался "Иосино", флагман Цубоя и самый быстроходный крейсер того времени. Шансов у Фан Боцяня практически не было, его уже порядка изношенный корабль уже не мог и мечтать о своих 15 узлах. При этом для ретирадного огня он располагал одной 150 мм нескорострельной пушкой против трех погонных скорострельных орудий японца.

Мешающий тент для скорости китайцы снесли выстрелом, а дальше стало еще хуже. один из японских снарядов пробил орудийный щит и взрывом уничтожил четырех канониров. К оставшемуся в живых наводчику Ван Го Чену присоединился матрос Ли Ши Мао, который стал подавать снаряды. Вдвоем они смогли открыть огонь по японскому крейсеру.

Далее вновь существуют две версии событий-китайская и японская. По китайской два чудо-богатыря с зорким глазом и верной рукой добились сразу трех попаданий в преследователя. У "Иосино" было сбито одно из орудий, поражены мостик и штурманская рубка. Повреждения заставили японцев прекратить погоню. Русские офицеры, после боя посетившие японский крейсер, зафиксировали след от китайского снаряда на корпусе. По воспоминаниям же начмеда японского флота имело место два попадания- первым с мачты сбило гафель, вторым пробило броневую палубу над машинным отделением, но снаряд не взорвался.

Официальная же японская версия указывает как причины прекращения погони сильный туман и неполадки с машинами. В итоге «Цзиюань» удалось уйти. После 75 минутного боя в экипаже оказалось 16 убитых и 25 тяжелораненых.

Гибель «Коушинга». Из иллюстрированного журнала
Гибель «Коушинга». Из иллюстрированного журнала

Battle_of_Phungdo
Battle_of_Phungdo
Спасение китайцев моряками французской канонерской лодки  Lion
Спасение китайцев моряками французской канонерской лодки Lion

26 июля крейсер прибыл в Вейхайвэй в состоянии "только из боя", заваленный обломками и убитыми. Адмирал Дин Жучан щедро наградил механика Гофмана и наводчика Чена. А вот командира -Фан Боцяня приговорил к смерти за оставление транспорта "Коушинг" с 1200 китайских солдат и посыльного судна «Цяоцзян», которые Фан должен был защитить вместо бегства или предупредить о японских крейсерах. "Коушинг" был расстрелян «Нанивой», спаслось только 300 китайских солдат, которые вместе с выжившими с «Гуанъи» под командованием капитана Лин Го Сяня присоединились к отряду генерала Е Чжи Чао в Асане и вместе с ним пробились к Пхеньяну, к основным силам. «Цяоцзян» сдался вместе с казной на борту, предназначенной на жалованье солдатам в Корее.

Но Дин Жучан был добр, Фана перевели на условное, с обязательством искупить вину перед империей. Обстоятельства боя при Асане (битвы при Пхундо) были изучены китайцами на примере выжившего корабля. Они установили, что основные проблемы создает огонь японских скорострелок, вызывающий многочисленные пожары и уничтожающий все живое на палубе.

Спешно корабли Бэйянского флота готовились к новому бою: с них максимально удалили дерево, помпы приспособили для пролива палуб во время боя, орудия обложили дополнительной защитой из мешков с песком.

Надо сказать, это сохранило китайцам и корабли и жизни моряков.

-17

«Цзиюань» 27 июля был отправлен для ремонта в Люйшунь (Порт-Артур). К осени крейсер был восстановлен и боеготов.

12 сентября практически весь Бэйянский флот сопровождал пять транспортов с войсками в устье реки Ялу на границе с Кореей. 17 сентября здесь и произошло решающее морское сражение войны, первый эскадренный бой почти за 30 лет.

Бэйянский флот адмирала Дин Жучана сошелся в бою с Объединенным флотом адмирала Ито. Первый за 30 лет бой эскадр стал проверкой теоретических вариантов тактики. Если китайцы выстроились фронтом, рассчитывая на погонный огонь, то японцы уповали на бортовой залп, используя кильватерный строй.

Основу и центр китайского построения составляли два броненосца - "Чжень-Юань" и "Динь-Юань"( флагман ). С флангов броненосцы прикрывали броненосные крейсеры тоже немецкой постройки - "Цзин-Юань" и "Лай-Юань". Дальние фланги занимали бронепалубные крейсеры II класса английской постройки - "Чжи-Юань" и "Цзинь-Юань". Крайними на правом фланге были британцы "Чао-Юн" и "Ян-Вей", на левом канонерка кантонского флота "Гуанцзя" и отремонтированный «Цзиюань» . Из-за неполадок с машинами он отставал от линии.

-18

-19
-20

Японский Летучий отряд, пользуясь преимуществом в скорости атаковал правый фланг Дин Жучана и поджег старые крейсера "Чао-Юн" и "Ян-Вей". Маневр японцев смешал китайский строй, избиение малых китайских крейсеров продолжалось. В то же время китайские броненосцы оказались неуязвимы для японцев.

«Цзиюань» получил в бою несколько попаданий, пятеро матросов были убиты, и через два часа после начала боя спешно покинул поле боя. По дороге он умудрился таранить и потопить свой горящий крейсер "Ян-Вей". Правда в ходе следствия моряки «Цзиюаня» оправдывались, утверждая что таранили японца, как им показалось (в японском флоте действительно был однотипный крейсер-"Цукуси", но он в бою не участвовал). Спасать соотечественников с протараненного крейсера подчиненные Фан Боцяня тоже не стали.

По сообщению австралийского корреспондента, в ходе боя Фан Боцянь был отстранен от командования старшим лейтенантом Шен Су Чаном и только после его гибели вернулся к командирским обязанностям.

Крейсер ушел в Порт-Артур вместе с другим беглецом- авизо «Гуанцзя». Правда «Гуанцзя» не повезло, он сел на мель и был взорван командой.

А бой продолжался до заката. Оставив на дне четыре крейсера ( три английской и один немецкой постройки) китайские корабли по одному ушли к Порт-Артуру и Вей-Хай-Вею. Формально Бэйянский флот удержал позиции и сохранил свои транспорты. Но японцы не потеряли в тот день ни одного корабля, а китайцы пять!

Фан Боцянь снова предстал перед судом за малодушное бегство с места сражения. На этот раз он оправдывался тем, что в бою были выведены из строя все три орудия и корабль потерял боеспособность. Защитить своего командира пытался механик Гофман:

«Капитан Фонг на „Тси-Юане“ сражался храбро и умело. Мы потеряли убитыми семь или восемь человек, но продолжали стрелять так быстро, как только могли. Так продолжалось до 2-3 часов пополудни, когда наш корабль получил страшные повреждения, мы должны были покинуть сражение. Наше кормовое 15-сант. крупповское орудие было подбито, а у двух передних орудий были уничтожены механизмы заряжания, так что стрелять из них было нельзя, и корабль во всех отношениях сделался бесполезным. Тогда капитан Фонг решил покинуть сражение и постараться достичь Порт-Артура, чтобы перевооружиться…

На пути в порт мы имели столкновение с другим кораблем, который затонул… Вода хлынула в „Тси-Юань“ целым потоком, но мы закрыли передние водонепроницаемые переборки и благополучно продолжили путь. Я не думаю, чтобы обвинение в трусости, возводимое на капитана Фонга, было справедливо; он сражался до тех пор, пока корабль не сделался негодным к бою. Дым был так густ, что нельзя было хорошо знать того, что происходит на собственном корабле».

Сторону обвинения поддержал другой военспец- американский инструктор Мак-Гиффин, который утверждал, что из серьезных повреждений крейсер имел только подбитое кормовое орудие, причем подбитое при бегстве «вскоре после начала боя».

По данным осмотра после боя, «Цзиюань» получил около 70 попаданий, потерял в бою 5 человек убитыми и 14 ранеными.

Капитан Фан Боцянь
Капитан Фан Боцянь

23(24) сентября по императорскому указу Фан Боцяня казнили в Порт-Артуре. «Цзиюань» получил нового командира-Е Цзу Гуя, но правительство империи запретило адмиралу Дину сражения с Объединенным флотом и Бэйянский флот нашел свой конец в Вэй-хай-вэе. Флот продолжал сражаться уже после падения города, но в итоге Дин Жучан был вынужден капитулировать, а сам, вместе с рядом высших военачальников покончил жизнь самоубийством.

«Цзиюань» спустил китайский флаг в числе последних - 14 февраля. Он попал в руки японцев и как канонерская лодка "Сайен" служил в составе Императорского флота. Но это уже другая история.

-22
-23

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам