Найти в Дзене

Падение дата-центра компании «Мастерхост»

Оглавление

Любой хостинг-провайдер может испытывать технические проблемы во время эксплуатации своих серверов, что выливается в нестабильную работу веб-сайтов находящихся на нем. Причин для этого весьма много, от увеличения нагрузки на сам сервер, до банальной Ddos атаки. Обычно техническая поддержка провайдера быстро справляется с проблемами и в течение пары часов все сервисы возобновляют работу.

Но бывают единичные случаи, когда проблемы на стороне хостера более серьезные и сбои в системе не могут исправить более суток. Несколько дней назад, а именно 2 марта 2020 года, один из крупнейших хостинг-провайдеров «Мастерхост» стал испытывать технические проблемы, которые на момент написания этой новости ещё полностью не решили. Абсолютно все ресурсы компании, включая основной сайт работают нестабильно, а многие из них вообще не функционируют, выдавая ошибки при загрузке. Подобное уже случалось у компании ранее, в начале года были зафиксированы кратковременные перебои в работе серверов, а в далеком 2011 года, также в начале марта сервера были недоступны порядка 12 часов.

Хронология событий

Утром 02 марта 2020 года в службу технической поддержки «Мастерхост» стали поступать жалобы пользователей о нестабильной работе ресурсов, находящихся на серверах masterhost. Владельцы сайтов жаловались на долгую загрузку и перебои в работе, на что операторы давали обещания быстро поправить ситуацию. 
Утром 02 марта 2020 года в службу технической поддержки «Мастерхост» стали поступать жалобы пользователей о нестабильной работе ресурсов, находящихся на серверах masterhost. Владельцы сайтов жаловались на долгую загрузку и перебои в работе, на что операторы давали обещания быстро поправить ситуацию. 
  • Днем ситуация стала только обостряться, многие сайты по-прежнему работали нестабильно, в добавок стали отваливаться SSL сертификаты, количество заявок в техническую поддержку постоянно росло.
Кульминация событий развернулась вечером, когда сам сайт компании полностью упал (как и все другие, находящиеся на одном сервере), а в 20:36 вышло официальное заявление, говорящее о контроле дата-центра одним из бывших собственников «Мастерхоста».
Кульминация событий развернулась вечером, когда сам сайт компании полностью упал (как и все другие, находящиеся на одном сервере), а в 20:36 вышло официальное заявление, говорящее о контроле дата-центра одним из бывших собственников «Мастерхоста».
  • 03 марта 2020 года дата-центр попытался возобновить работу, но назвать её стабильной нельзя. Все веб-сайты работают с перебоями, загрузка в среднем составляет 5-10 секунд. Весь день твиттер-канал кипит сообщениями недовольных пользователей, сама компания не дает никаких комментариев, телефон технической поддержки при попытке звонка автоматически включает шаблонное сообщение о том, что ведутся работы по устранению неполадок.
  • 04 марта 2020 года. Проблема до сих пор не решена, сайты работают с перебоями, но самая основная проблема, пользователи не могут перенести их на другие площадки, так как нет доступа к содержимому файловой панели.

Масштабы бедствия и последствия

Поскольку «Мастерохост» входил в 10ку лучших хостинг-провайдеров России, то его услугами пользовались не только представители малого бизнеса, но и крупные компании. После падения дата-центра перестали нормально функционировать серверы «Роскосмоса» со своими сайтами, портал «Авиапарк», сайты УК «РВМ Капитал» и «НЭО Центр», а также целый ряд крупных риэлтерских агентств.Компании понесли огромные убытки, особенно те, которые не имели рабочих backup’ов сайтов и возможности развернуть копию на другом домене/сервере. Последствия неработоспособности хостинга не ограничиваются отключением сайтов, поисковые системы также увидели их падение, зафиксировав в панели вебмастеров соответствующие ошибки. Вылетят сайты из индекса или нет зависит от оперативности возобновления их работы, но как минимум просадку позиций они получат.

-5

Что касается компенсации, то ситуация тут более чем плачевная: стандартный договор на обслуживание у хостинг-провайдера не предусматривает выплаты вообще, или они несоизмеримы малы, особенно в сравнении с потерями, понесенными клиентами. Фактически владельцы бизнеса осознанно пошли на риск, размещая свои ресурсы в дата-центрах компании. Очевидно, что «Мастерхост» лишится немалой части клиентов, но это не основное последствие этой ситуации, куда важнее потеря авторитета и вылет из топов рейтингов. Уже известно, что ряд крупных компаний отказались от услуг «Мастерхоста», ходят слухи, что поступили и судебные иски, поэтому нужно срочно решать основной вопрос с полноценным восстановлением работоспособности всего программного обеспечения.

Как предостеречь себя от аналогичных ситуаций? 

Будем честны, подобный случай может произойти с абсолютно любым провайдером, даже если он находится за пределами РФ, поэтому риск моментально заморозить работу своего веб-сайта есть у всех. Мы привели несколько советов, как минимизировать риски и уменьшить потери в аналогичных ситуациях: 

Несмотря на то, что коллапс произошел более двух дней назад, часть клиентов узнала об этом спустя сутки (а некоторые и больше). В первый день, когда пошли сбои в работе серверов, доступ к файлам сайта ещё был, компании имеющие техническую поддержку у разработчиков успели сделать backup’ы и перенести сайт на другой хостинг. 

Техническая поддержка включает в себя мониторинг работы сайта. Если ваш ресурс напрямую связан с продажами, не экономьте на этой услуге, или хотя бы подключите в Метрике отслеживание доступности сайта.

Те клиенты, которые имели backup’ы смогли в тот же день развернуть свои веб-сайты на других площадках, потеряв 3-4 часа, вместо нескольких дней. Из этого следует, что нужно не только регулярно делать резервное копирование сайта, но и сохранять копии локально. 

Помимо услуг по размещению на сервере, «Мастерхост» также занимался и регистрацией доменных имен. Когда все сервисы компании упали, даже имея локальный backup, клиенты не могли зайти в личный кабинет для смены DNS серверов, поэтому лучше регистрировать домен, и размещать сайт у разных поставщиков услуг.