Существует стереотип о том, что в Империи почти не было собственного машиностроения, а вся техника поступала из-за рубежа. Однако этот советский стереотип не соответствует историческим данным.
Если в конце XIX — начале XX века в машиностроении и наблюдается определённое отставание, а доля импортной техники ещё была существенной, то к середине 1910-х годов Николай II удаётся кардинально изменить ситуацию.
К 1916-му году Российская Империя входит в четвёрку мировых лидеров по машиностроению, обеспечивая быстрый рост выпуска продукции — более чем в 3 раза только с 1913 по 1916 год. особенно быстрые успехи наблюдаются в области станкостроения — за тот же период рост в 10 раз. В результате отечественная продукция вытесняет импортную. Не менее 70% машиностроительной продукции в 1916 году поступало от отечественных производителей. Доля импорта не превышала 30%.
Собственное производство разворачивалось в высокотехнологичных сферах, например таких как автомобилестроение. В 1916 году строится серия автозаводов (5 частных, один государственный). В том же году начинается создание "национальной тракторной промышленности". Развивается отечественное авиастроение — появляются авиационные заводы, налаживается производство комплектующих, оборудования, авиадвигателей.