Работа на железной дороге — трудоемкий процесс, целью которого является безопасность и бесперебойность движения железнодорожных составов.
В зимний период выполнение этих целей особенно важно: особенности времени года создают множество трудностей. Одна из них — уширение колеи.
Это происходит в кривых участках пути на деревянных шпалах из-за выхода рельса из реборд подкладок (рис. 1).
Такое возможно по следующим причинам:
- напрессовка снега под подошву рельса с образованием наледей (Рис. 2);
- вспучивание балласта в шпальных ящиках;
- поднятие подошвы рельса над подкладками.
→ Шпальные ящики — это промежутки между шпалами, засыпанные балластом (щебнем).
Процесс образования просветов между подошвой рельса и подкладкой протекает незаметно на первых этапах.
Уширение колеи начинает нарастать стремительными темпами после выхода подошвы рельса из реборд подкладок (Рис. 1).
Сначала это происходит на двух-трёх шпалах. Остальные удерживают рельсовую нить. При дальнейшем развитии наледи и выходе подошв рельсов из реборд подкладок на пяти-шести шпалах подряд колея после прохода составов приобретает уширение недопустимых размеров, что может привести к сходу ж/д состава.
→ Рельсовая нить (нитка) — это непрерывный ряд рельсов, примыкающих концами друг к другу.
Однако есть методы, которые позволяют не допускать таких страшных происшествий.
Самым надежным средством для устранения вышеописанной ситуации — осмотр промежуточных скреплений с очисткой от снега. Очистке от снега должны подвергаться в первую очередь кривые, где осенью не были закончены работы по вырезке балласта под подошвой рельса, а также места, которые подвержены пучению.
Прежде всего необходимо осмотреть участки с асбестовым балластом, который подвержен вспучиванию на 2-3 см.
Очистку от снега начинают с внутренней стороны колеи.
Внешними признаками образования наледи могут быть:
- взбугривание плотно слежавшегося снега с внешней стороны рельса и образование с внутренней стороны трещин;
- отрясение около рельса снега, льда, грязи, иногда с измельчением до порошкообразного состояния;
- местная разуклонка рельсов с уширением колеи по сравнению с соседними участками на 23мм;
- наличие угла в плане.
При низких температурах особенно тщательно следят за рельсами, поскольку значительно повышается хладноломкость металла. Необходимо вовремя выявлять причины повышенного воздействия на рельсы подвижного состава, прежде всего в стыках, не допуская наличия растянутых зазоров, потайных толчков, просадок, неровностей поверхности катания в виде ступенек, седловин, изгибов концов, волнообразного износа.
__________________________________________________________
Особенности зимнего периода доставляют много хлопот по обслуживанию ж/д путей. Но что не сделаешь ради основных целей на железной дороге?
На этом всё. До новых встреч!
ООО «РЗП»
Работаем по всей РФ
Почта: RZP-RF@yandex.ru
Телефон: 8 (931) 293-07-06