С какими людьми вы работаете?
Преимущественно «аутики» (люди с аутизмом), наши любимые «даунята»(люди с синдромом Дауна), люди с психическими нарушениями типа шизофрении, в общем, куча психических расстройств. Отдельно люди с интеллектуальными нарушениями.
Что нужно знать, работая с тяжёлыми детьми?
Важно знать об эпиприпадках и эпистатусах, чтобы не растеряться в нужный момент.
Вообще важно знать особенности детей. Если волонтёр очень подвижный и активный, а ребенку противопоказаны резкие движения, волонтёра нужно заменить :) У нас был случай, мы ходили к «хрустальным детям» и предварительно узнавали степень дозволенного.
Важно не упустить ребенка. Мы-волонтёры все живые люди, поэтому бывает тянемся к детям, которые улыбаются нам, сами хотят общаться, а малоподвижный и тихий ребёнок остаётся без нашего внимания. Так вот, важно помнить о таких детях, не бояться их, просто побыть рядом.
Это сложно физически и психически. Почему ты продолжаешь быть волонтёром?
Для меня это не сложно. Мне это в кайф! Мы получаем от этого удовольствие и такие эмоции, которые невозможно получить в другом месте.
Расскажешь самый трогательный случай?
Меня смущает слово «трогательный», это ведь не о волонтёрстве. Сейчас объясню. Вот у меня недавно был случай: ребенок в коляске, почти обездвижен, у него повышенное слюноотделение. И я узнаю, что у него сохранный интеллект, он всё понимает и осознаёт своё положение.
В такие моменты становится реально больно! А потом можно узнать, что к детям ещё применяют физическую силу. Это ведь не о трогательности совершенно...
Самое неприятное в твоей работе?
Самое страшное — понимать, что мы пришли к ним на час. А в остальное время эти дети живут в своей реальности. Мы им подарили тепло, улыбки, а самое нужное мы им не подарим никогда. Страшно, что это навсегда перевернуло жить родителей, самого ребёнка.
Жалеть детей — это правильно? Как настраивает себя волонтер перед работой с тяжёлыми детьми?
Нет, жалость никому не помогала. Им нужна поддержка, но не жалость! Обычно я настраиваю волонтёров перед выходом, говорю им:
-Ребята, это в первую очередь дети! Сначала мы видим ребёнка, а потом уже учитываем его особенности.
Насколько важны деньги для улучшения качества жизни ребёнка с тяжелым нарушением?
Деньги очень важны, процентов на 95. Специальные лекарства, кровати, коляски. Имея деньги, можно отдать ребёнка в реабилитационный центр. Это всё ему облегчит жизнь. Родители устают, им ОЧЕНЬ нужен отдых, а нянечку нанять — это тоже дорого. Жизнь ребёнка с тяжелыми нарушениями тесно вязана с затратами. Это реальность нашей жизни.
Кому не желательно идти в волонтёрство?
Если человек ищет выгоду только для себя — это сразу до свидания. Если он живёт в мире условной «нормальности», своих страхов перед другими людьми — это тоже бесполезно. Вообще пассивным людям будет сложно, потому что волонтёрство — это отдача сил, энергии и любви.
Волонтёрство изменило меня полностью. Я воспринимаю жизнь как она есть, без охов и вздохов. Мне очень жаль, что у нас в университете ценят бумажную и теоретическую часть, но не волонтёрскую практику. Это ведь обучает нас быть специалистами, говорить с детьми и родителями. Я бы с удовольствием это поменяла!