В 1993 году на алтайском плато Укок обнаружили мумию молодой женщины. Последующие исследования установили, что захоронение датируется концом IV века до нашей эры, а женщина принадлежала к знатному роду. Вместе с ней были погребены 6 оседланных коней и множество ценных предметов.
Могилу заполнял лед, что позволило мумии идеально сохраниться. Вплоть до того, что до сих пор можно в деталях рассмотреть татуировки на ее теле, которые также доказывают, что девушка относилась к жреческой касте.
Но так уж вышло, что находка произошла незадолго до важных политических событий на Алтае и в стране в целом. Поэтому с чьей-то легкой руки мумию объявили величайшей археологической находкой конца XX века. А заодно, чтобы сплотить вокруг нее местное население, окрестили и «матерью алтайского народа», и «прародительницей алтайцев». Вот несколько фактов, которые позволяют взглянуть на «мать» с другой стороны.
Аналогичные мумии на плато Укок находили и раньше
«Принцесса Укок», как ее стали называть в обиходе, относится к так называемой пазырыкской культуре. Представители этой культуры проживали на территории Горного Алтая в VI-III вв до нашей эры. Мумии той эпохи – далеко не уникальность, на плато Укок их находили регулярно, начиная с 30-х годов прошлого века. Например, одна из них – мумия вождя, найденная в 1950 году, хранится в Эрмитаже.
Мумия не имеет отношения к алтайскому народу
Невооруженным глазом видно, что у мумии отнюдь не монгольские скулы, а реконструкция ее лица доказала, что она принадлежала к европеоидной расе. Поэтому «матерью алтайского народа» она не может быть при всем желании. Конечно, тайну из этого не делают, но особо и не афишируют.
«Принцесса» помогла реконструировать Национальный музей в Горно-Алтайске за 750 миллионов рублей
После раскопок мумию увезли с Алтая в Новосибирск для дальнейшего изучения. Алтайские старейшины требовали вернуть ее обратно и пугали несчастьями, которые ждут Алтай, если этого не сделать. Кстати, все последующие землетрясения, наводнения и даже введение платного проезда по какому-нибудь мосту увязывали с местью алтайской принцессы.
Наконец ее вернули в Горно-Алтайск. Именно для этих целей в городе был отреставрирован (по сути – построен заново) Национальный музей им. А.В.Анохина. Официальный бюджет реконструкции – 750 млн рублей, из которых почти всю сумму безвозмездно выделил «Газпром».
С 2012 года принцесса Укок экспонируется в музее Горно-Алтайска. Причем происходит это строго по определенным датам и не дольше, чем на 3 часа в день.
Опять же, официальная версия – это позволяет обеспечить лучшую сохранность мумии. По другим данным, налицо классический маркетинговый ход: ограничения и «дефицит принцессы» создают ажиотаж и привлекают больше посетителей к ее саркофагу.
Шумиха вокруг мумии стала причиной того, что плато Укок объявили «зоной покоя», и на раскопки там был введен мораторий.
Хотя мораторий и закончился в 2006 году, археологов теперь там встретишь нечасто. Отыщется ли новая принцесса Укок, которая будет столь же популярна? Скорее всего, этого события придется ждать долго.
Еще про Алтай:
Как алтайские медведи воруют мед у пасечников, а местные жители расстреливают вертолеты
Почему не стоит искать встречи с шаманом
История о том, как экстрасенсы неудачно на Алтай съездили
3 способа оздоровиться на Алтае и 1 способ умереть
Как ядовитое растение каждый год собирает по 20 000 человек на фестиваль в Горном Алтае
Знаменитое Лебединое озеро, о котором мало кто знает
Как сходить на водопад из топ-5 самых труднодоступных мест России