Возврат в средневековье?
В официальных нормативных документах такого термина нет.
Ни Налоговый кодекс, ни другие законы не упоминают слово «разрыв».
Тем не менее, во взаимоотношениях налоговой службы и бизнеса понятие «налоговый разрыв» не только активно используется, но и является руководством к действию.
Говорят, что есть «закрытая» внутренняя инструкция с грифом ДСП (для служебного пользования), которая вводит термин «разрыв» и регламентирует действия фискалов при наступлении «разрыва».
Кстати, таким же образом складывалось понимание законов во времена средневековья – когда тексты законов были не доступны или вообще отсутствовали.
В понимании фискалов «разрыв по НДС» - это разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактически уплаченных налогов.
Переводя на доступный язык, «разрыв по НДС» - это расхождение в книгах покупок и продаж продавца и покупателя.
Еще раз хочу обратить Ваше внимание, что вся информация (на всех сайтах, без исключения) про налоговые разрывы собрана только со слов представителей налоговых органов.
Надо понимать, что термин «разрыв» применим только к покупателю товаров или услуг. Потому, что сделка ПРОДАЖИ не ведет (как правило) к уменьшению налога у продавца.
Кстати, официальное упоминание о разрывах можно встретить в уведомлениях о вызовах в инспекцию.
Например, здесь:
Как образовывается разрыв по НДС?
1. Покупатель отразил покупку к книге покупок, а у продавца в книге продаж сделка отсутствует. Такая ситуация возникает, если продавец не указал сделку в своей книге продаж или подал «нулевую» декларацию.
2. Покупатель отразил в книге покупок сделку с несуществующим продавцом. Т.е. продавец товара или услуги (организация или ИП) отсутствует в ЕГРЮЛ и не состоит на налоговом учете.
3. Расхождения в книгах покупок и продаж продавца и покупателя не были исправлены. Т.е. ошибки в номерах и датах счет-фактур, суммах, наименованиях и пр.
4. Особый случай: фискалы «обнулили» декларации продавца.
Про обнуление деклараций будет дополнительная статья
Внимание! Разрыв по НДС может быть выявлен только в ходе камеральной проверки.
Камеральная проверка проводится в отношении 100% организаций при подаче ими декларации по НДС. Такой охват был достигнут благодаря внедрению автоматизированного комплекса АСК НДС.
Если АСК НДС обнаружит разрыв (или расхождение), то система автоматически сформирует запрос (требование о предоставлении пояснений) в адрес покупателя и продавца.
Оба участника (оба - если требование получает кто-то один, то это другая ситуация) получат требование о предоставлении пояснений.
Подробнее про АСК НДС здесь.
Что делать, если образовался разрыв по НДС?
Об образовавшемся разрыве Вы узнаете при получении требования о предоставлении пояснений.
Если требования нет, значит и разрыва нет.
Еще раз! Если компания прошла камеральную проверку, значит разрыва НЕТ!
Если Вы получили требование о предоставлении пояснений ВНЕ рамок налоговой проверки, значит разрыва НЕТ.
Что делать при образовании разрыва?
Конкретизируем вопрос: что делать, если пришло требование о предоставлении пояснений?
1. Убедитесь, что Ваша книга покупок не содержит ошибок в реквизитах сделки (номер, дата, сумма и пр.).
2. Свяжитесь с контрагентом и выясните обстоятельства дела. Если у него все подано правильно, то, возможно, требование пришло вследствие сбоя в АСК НДС (система сложная, количество сбоев огромно).
3. Ответьте в СБИс формализовано – «сведения подтверждаю».
4. Если обнаружены технические опечатки в книге продаж – подаете корректуру.
Полностью статья (и полный перечень рекомендаций) здесь
Чтобы узнать продолжение, подписывайтесь на канал.
В следующей статье: почему по вызову в инспекцию ФНС нельзя брать с собой бухгалтера?