Буто -мрачный и болезненный стиль танца, выражающий тяжёлое и болезненное состояние кризиса.
Что за кризис выражает буто?
По видеозаписям мы видим, что танцоры буто часто применяют такие техники движения, которые вызывают у нас отторжение, неприятные чувства, желание не смотреть. Возможно, это обусловлено тем, что в нашей памяти есть нечто похожее, но мы не помним, где и при каких обстоятельствах мы это встречали, и поэтому буто вызывает у нас смесь страха, стыда и восторга.
Буто действительно обращается к тем чувствам и ассоциациям, которые принято не показывать.
Откуда буто берет свои мотивы?
Ни для кого не секрет, что многие бутоисты изучали пограничные состояния и отклонения психики и здоровья. Например, известная постановка Хиджикаты "Hosotan", ещё известная как "Story of the smallpox"-в переводе означает "История оспы".
Эта болезнь, ныне побежденная, уносила тысячи жизней в свое время. Хиджиката в одном из фрагментов танцует с ошметками на коже. Это что то вроде рисовой бумаги на клейстере. Сага Кобаяши рассказывала, как на нее большое впечатление произвела книга о женских психических расстройствах-"Aura Hysterica".
В современном мире этот термин приобрел другое значение, и те расстройства, которые врачи приписывали истерии, сейчас уже относят к другим заболеваниям. Термин "Истерия" в старом значении более не употребляется. Но остались исторические описания расстройства. Для расстройства был характерен опистонус -переразгибание задней поверхности тела с сокращением мышц. Мы часто можем видеть подобные движения у танцоров буто.
Сейчас вместо истерии выделяют кататонический синдром, включающий ряд двигательных расстройств. Давайте посмотрим, что они представляют из себя:
- Ступор. Ступор является классическим знаком кататонии, его отличительной чертой. Это сочетание неподвижности и мутизма, хотя они могут проявляться и независимо друг от друга.
- Поза. Пациент в состоянии находиться в одной и той же позе очень долгое время. Классическим примером является "Распятие". Крайним вариантом является каталепсия.
- Восковая гибкость (Cerea flexibilitas). Доктор может придать пациенту неудобную в нормальном состоянии позу, которую пациент будет поддерживать весьма продолжительное время.
- Негативизм (Gegenhalten). Пациент сопротивляется попыткам перемещения частей своего тела, причем сопротивление оказывается точно с такой же силой, с которой доктор пытается изменить положение частей тела пациента.
- Автоматическое послушание. Пациент демонстрирует неестественное послушание, автоматически подчиняется каждому указанию врача. Mitmachen (участие) и Mitgehen (сопровождение) являются формами автоматического послушания. В Mitmachen тело пациента может находиться в любой позе, даже если пациенту даются инструкции к сопротивлению. Mitgehen является крайней формой автоматического послушания, когда доктор способен перемещать тело пациента при малейшем касании, однако часть тела немедленно возвращается к исходному положению (в отличие от восковой гибкости).
- Амбитенденция. Пациент чередует сопротивление и сотрудничество. Например, при просьбе пожать друг другу руки, пациент многократно сжимает и разжимает ладонь.
- Психологическая подушка. Пациент принимает полулежачее положение, голова на несколько дюймов приподнята над поверхностью кровати. Пациент в состоянии сохранять эту позу в течение длительных периодов времени.
- Принудительное хватание. Пациент насильно и неоднократно хватается за руку доктора.
- Обструкция. Пациент внезапно останавливается в процессе движения и, как правило, не в состоянии назвать причину. Это, по-видимому, является двигательным проявлением мысленной блокировки.
- Эхопраксия. Пациент имитирует действия интервьюера.
- Манерность. Это усиленные, повторяющиеся, целенаправленные движения (например, приветствие).
Как видите, здесь действительно можно почерпнуть много вдохновения!))
Наверно даже кто-то из студентов буто увидит в этом знакомые упражнения.
Некоторые танцоры буто пробовали работать с психическими больными, и видимо, включали свои наблюдения в практику.
И действительно, в некоторых телесных практиках можно добиться аналогичных состояний. Например, когда мышцы сгибатели и разгибатели приводятся в полное равновесие, человек может будто повесить конечность в воздухе. Вам не приходится прикладывать усилий , чтобы держать конечность на весу. Мышцы сами сделают это. Аналогичные расстройства можно заметить при менингите, эпилепсии и т.д.
Таким образом танцоры буто выражали кризис через грани психического здоровья. Придавая имитированным расстройствам движения художественный смысл, вовлекая и структурируя их, они создавали эмоциональный и острый танец.
Так ещё не делал никто до них. Новые формы движения отыскались в природе самого мозга и нервной системы человека. И кроме художественных эффектов, они позволили обогащать личностный опыт и явились способом самоисследования.