«Приучайте детей самостоятельно собирать портфели!» Мне, кажется, эту фразу учителя повторяют на каждом родительском собрании в младшей школе.
И если в начале первого класса это естественно, то к третьему-четвертому уже звучит немного странно. Странно, но очень актуально. Потому что вплоть до конца младшей школы большинству учеников портфели собирают мамы.
Знаете, почему я так уверенно об этом говорю? И почему учитель точно знает, кто из детей собирал рюкзак сам, а кому - мама? Потому что это становится ясно уже в начале урока.
C чего обычно начинается урок в младшей школе? С того, что бОльшая часть класса роется в своих портфелях в поисках учебников, тетрадей и письменных принадлежностей. А потом начинается: «Ольга Ивановна, а у меня учебника нет.. А у меня ручки.. А у меня ластика…» Дети просто не знают, где и что лежит у них в рюкзаках. Потому что собирали их не они.
Можно сколько угодно долго рассказывать ребенку, что и в какой кармашек вы положили.. Можно поставить ребенка рядом с собой, и каждый предмет показывать: «Саша, смотри, вот в этом кармашке тетрадь, а карандаши я положила сюда…» Результатом все равно будет: «Ага, мам, я понял, я пойду..» Можно даже дать ему в руки учебник и попросить самому положить в рюкзак, и ребенок все равно ничего не запомнит. Потому что это тоже можно делать, рассредоточившись и думая о своем.
А решение здесь очень простое. Чтобы знать, где в рюкзаке лежит учебник, нужно самому туда его положить.
Почему эта простая мысль так сложно дается родителям, непонятно. Хотя, понятно, конечно же. Мамы боятся, что ребенок что-то забудет, потому и контролируют, чтобы все было собрано.
Но это можно делать не так в лоб. Если так тревожитесь, что ребенок может что-то забыть, проверьте его рюкзак так, чтобы он об этом не знал. Пусть ребенок сам соберет свой рюкзак, ляжет спать, тогда и можно тихонько посмотреть, не забыл ли чего.
Постепенно ребенок поймет, что сбор рюкзака на завтра - это его зона ответственности, а не мамина. И отвечает за то, что что-то забыл, он тоже сам.
И, насколько показывает опыт, дети достаточно быстро привыкают к такой ответственности. По сути помогать собирать рюкзак школьникам необходимо только в первые недели обучения в первом классе. Потом они сами отлично справляются с этой задачей, и ничего не забывают .
А вот мамы такую ответственность от себя как от сердца отрывают. Перестать контролировать своего ребенка сложно. Даже если речь идет всего лишь о такой мелочи, как сбор рюкзака на завтра.