Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Топ-5 ошибок в портрете анфас

Оглавление
Зинаида Серебрякова, автопортрет, 1925 г
Зинаида Серебрякова, автопортрет, 1925 г

Портрет человека привлекает многих художников. Даже дети начинают рисовать человечков в виде головы на ножках. У этих голов длинные носы, маленькие лбы и тонкие шеи. И эти стереотипы почему-то тянутся из детского рисунка во взрослый.

И прежде чем начать рассказывать о самых распространённых ошибках в портрете человека, я разместила хороший образец – автопортрет Зинаиды Серебряковой.

Это лекарство. Дело в том, что смотреть на ошибки в рисунке вредно для глаз не утверждённых в истине рисовальщиков. Да и на карточку статьи помещать рисунок с ошибкой не хочется.

Ну, к делу! Сразу отмечу, что все наши примеры с ошибками сделаны довольно хорошо, а что можно поправить, я сейчас покажу.

Ошибка первая, нарушение пропорций

В лице человека есть три равные части: расстояние от линии роста волос до бровей, от бровей до основания носа и от основания носа до подбородка. Это аксиома. Нас может вводить в заблуждение чёлка, прикрывающая лоб, кончик носа, выступающий ниже основания носа, яркая косметика, привлекающая внимание к губам, или борода, скрывающая подбородок. Но если приложить линейку и отмерить расстояния от истинных опорных точек, то будет примерно одинаково. Однако неопытный художник всё время увеличивает область носа и уменьшает лоб и нижнюю челюсть. Примера на эту ошибку я не выкладываю. Будет совсем больно смотреть.

Ошибка вторая, лишняя детализация (раздельное видение)

Если кто-то учился хотя бы в художественной школе, то термин раздельное видение ему знаком. Это очень старательное вырисовывание частей, которое в итоге не приводит к целостному изображению. Части не находятся на своих местах, потому что автор увлёкся срисовыванием открывшейся ему реальности.

Раздельное срисовывание
Раздельное срисовывание

Посмотрите на картинку: как хорошо и внимательно изучена каждая деталь и складочка! Но от того что построение было упущено, глаза оказались на разном уровне, спинка носа выгнулась, а рот уехал немного вбок. И при этом хрящи, формирующие ноздри, прорисованы как в анатомическом атласе. Эта детализация явно лишняя.

Как тут поправить работу?

Стереть тон на кончике носа в освещённой области, сдвинуть выше или ниже нужный глаз (не знаю какой, модели не вижу, хотя скорее всего оба нужно двигать) и поправить рот. Словом, работы не так много.

Ошибка третья, плоскость спинки носа не отделена от лба

Нос и лоб в одной плоскости, длинный нос, обводка рта
Нос и лоб в одной плоскости, длинный нос, обводка рта

Работа в целом построена на упрощении, поэтому вопросов к глазам, например, нет, потому что нет заявки на реалистичность. Но упрощение передней грани носа ничем не обосновано. Потрогайте место переносицы – нос всегда находится под углом к лобной кости, образуя впадину в районе бровей.

Как поправить?

Нанести тень на переносицу, чуть сузить спинку носа под бровями. И как стилизованный портрет работа вполне состоится.

Ошибка четвёртая, обводка рта

Линия, рисующая рот человека, имеет разную резкость. Иначе рот выглядит "приклеенным" к лицу. Начнём с того, что самая темная линия – это средняя линия рта, потом довольно чётко выделяется верхняя губа, а нижнюю можно подчеркнуть только в средней трети. К уголкам контрасты теряются, становятся мягкими, как бы "тонут" в плоти щёк. Начинать учиться нужно с моделью без косметики. И тогда легче понять, как выглядит природное очертание верхней губы – а там всё более округло.

Как поправить?

Наблюдать, рисовать с натуры. Кроме этого можно рисовать гипсовые части лица – нос, рот, глаз и ухо. Они огромные, поэтому все тонкости отлично видны.

Ошибка пятая, тонкая шея

Это заблуждение идёт от ситуации, когда длинные волосы прикрывают уши и боковые части шеи. Но проведите рукой за ушами и вниз – шея начинается уже здесь!

Тонкая шея
Тонкая шея

Даже обидно видеть здесь эту оплошность, потому что светотень на лице вылеплена добросовестно.

Как рисовать вообще без ошибок?

По методике из учебников! Сначала рисуйте линии, потом простые геометрические фигуры, предметы быта, натюрморты. Потом череп, экорше и гипсовую голову. Ну и смотрите классические примеры, как здесь на первой картинке!

А дальше как по маслу! Лет десять и начнёт что-то получаться.

Так что берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Метод Карла Брюллова в акварели

10 фактов обо мне – авторе канала