Почти каждый человек стремится к экономии. Для автомобиля наиболее существенным является расход топлива. А чтобы экономить на топливе - надо его поменять (как говорилось в одном известном фильме: "Кто нам мешает - тот нам и поможет")!
"Пропан или метан ставить будете?" - такую фразу обычно можно услышать в организации, занимающейся установкой ГБО (газо-балонного оборудования). И это будет первый вопрос автовладельцу, собравшемуся поставить себе газ.
Для начала важно понимать, что это разные виды топлива ("газа"), каждый из которых имеет как свои плюсы, так и минусы.
Итак, поехали:
Пропан (пропан-бутан) - смесь этих двух газов, получаемая в результате работы нефтяной промышленности. Маркируется LPG (Liquified Petroleum Gas). Находится в баллонах в жидком виде под давлением 14-18 атмосфер.
Метан - 100% натуральный природный газ, добываемый из недр земли. Маркируется CNG (Compressed Natural Gas) . В баллонах он в газообразном состоянии под давлением 200-250 атмосфер.
К плюсам пропана можно отнести относительно недорогую установку ГБО. Так как он находится под сравнительно небольшим давлением - баллоны не должны быть такими толстостенными, как под метан. Это позволяет экономить на стоимости баллона. Также есть баллоны тороидальной формы, которые легко помещаются в нишу запасного колеса.
Также одной заправки пропаном хватает на большее количество километров, чем метана. И сеть пропановых заправок в стране значительно шире, нежели метановых.
Минусами является бОльшая опасность по сравнению с метаном. Т.к.метан это газ - при утечке (что бывает крайне редко и только на неисправном оборудовании) он поднимается вверх. Пропан при утечке уходит вниз. К минусам можно отнести больший расход пропана, нежели бензина, процентов на 30-35.
Плюсы метана - его цена ниже, чем пропан (сейчас в среднем 17 руб за куб). Расход его такой же, как на бензине. А в некоторых случаях, говорят, что даже чуть меньше. Так как это полностью натуральный газ - он весь сгорает и не засоряет атмосферу. При старте двигатель всегда работает на бензине для прогрева, потом автоматически переходит на газ. У метана этот переход наступает раньше (т.е. бензина расходуется меньше, чем на пропане).
Минусом является большой и толстостенный баллон, выдерживающий высокое давление. Баллоны только цилиндрической формы. Они дороже пропановых. Также не предусмотрены тороидальные баллоны для метана, что накладывает свой отпечаток по месту установки баллона в авто.
Владея УАЗ Патриотом, давно задумываюсь об установке ГБО. И тоже мучают сомнения, что поставить - метан или пропан. Стоимость установки метана с одним баком (которого едва хватит на 200 км пути) начинается от 50 000 руб. А скорее под 80 000 руб. И окупается это за 20-22 тыс.км. Стоимость установки пропана ниже - 30 000 - 40 000 руб - и окупится он за 18-19 тыс. км.
1 км пути на бензине на моем Патриоте составляет примерно 7.5-8 руб за 1 км. На пропане расход бы составил 5.5 руб за 1 км пути. А на метане - 2.5 руб.
Исходя из расчетов видно, что срок окупаемости примерно одинаковый. Поэтому экономически выгоднее получается установка ГБО метан.
Существенных минусов только два: большие метановые баллоны. И их желательно установить два для большей автономности хода и чтобы можно было ехать по трассе (т.к. заправок и на трассе достаточно мало). Но это займет половину багажника. И второй минус - значительно меньшее число метановых заправок. Если готовы мириться с этими минусами - в остальном метан - только плюс!
Если объем багажника нужен постоянный и нельзя заполнять его баллоном - то на новом Патриоте, начиная с 2017 года выпуска, можно установить пропан. В этом случае два баллона по 35 или 42 литра устанавливаются под днище, на место старого расположения бензобаков.
И желательно газ ставить сразу после приобретения автомобиля. Я в свое время это не сделал, о чем очень жалею. Сейчас бы как раз ГБО окупилось и началась экономия! А вообще, перед тем, как купить Патриот - подумайте, может быть, эта машина не для вас?!
Подведем итоги: Для двигателя работа на газе более щадящая, чем на бензине. Октановое число у бензина 92 (или 95), у пропана 105, а у метана 120. ГБО ставить смысл есть, если пробег в месяц минимум 1000-1500 км. Метан предпочтительнее пропана.
Расскажите в комментариях, как быстро у вас окупилось газовое оборудование и на каком автомобиле оно установлено?