Пару слов о приходской школе. Она появилась ещё в 1712 году. Поначалу располагалась в доме Корнелиуса Крюйса на углу Невского и Мойки, а 1735 году ей предоставили новое деревянное двухэтажное здание на Невском проспекте. После сильного пожара 1737 года городские власти приказали разобрать все деревянные строения по Невскому проспекту. В 1747 году на месте прежних домов архитектор М.Л. Кемпф построил два каменных здания-близнеца, одно из которых (на месте современного дома 22) по-прежнему отводилось школе.
Первоначально в школу принимали детей состоятельных граждан, но потом и «простых», не именитых родителей. Для этой цели была создана специальная касса для пожертвований. Постепенно количество учеников увеличивалось, и в 1760 году строится новое здание школы по проекту М.Л. Гофмана. Финансировал строительство известный петербургский банкир, староста немецкой общины, барон Г.Х. Штегельман. Новое школьное здание было расположено на заднем церковном дворе, сразу за храмом. Оно было двухэтажным и имело уже не анфиладную, как прежде, а коридорную структуру, что позвояло самостоятельно использовать каждый отдельный класс. Своего рода, новшество. Условия и порядок приёма в Училище выглядели следующим образом. Каждый кандидат (абитуриент) проходил через «руки» директора А.-Ф. Бюшинга.
Последний проводил собеседование, выявляя знания и способности кандидата, и определял его в соответствующий класс. Преподавание велось на немецком языке.
Питание учеников также осуществлялось в стенах школы, причем меню определялось родителями воспитанника. Школа заключала договор с трактирщиком, который доставлял уже готовые обеды. От того же трактирщика "за особливую плату" можно было получить "хорошее пол пиво, а для коих требуется – вино… в карафинчике". Сам же ученик имел возможность приготовить у себя в комнате лишь чай, причем за кипяток также должен был внести определённую плату.
В 1783 году школе был присвоен статус Главного немецкого училища св. Петра, что говорило о высоком положении и престиже учебного заведения.
Со временем прежнее школьное здание стало тесным. С целью увеличить помещение под гимназию, архитектор Д. Феррари в 1799 году произвёл надстройку школьного здания на один, третий, этаж. Это временно решило проблему с размещением новых классов. Спустя почти столетие, в 1876-1877 годах, здание гимназии подверглось второй реконструкции по проекту архитектора А.Х. Пеля, к слову сказать, выпускника Петришуле. Свою работу Пель выполнил безвозмездно, отдав тем самым дань уважения воспитавшему его Училищу. Пелю помогал его зять, архитектор и акварелист Ю.Ф. Бруни. Здание выросло до четырёх этажей. В 1915 году была осуществлена ещё одна, последняя, реконструкция. Тогда её выполнил упоминавшийся выше выпускник Петришуле архитектор В. Коллинс. Целью реконструкции было на этот раз планировочное объединение зданий школы, женской гимназии (Малая Конюшенная, 7) и жилого дома (Большая Конюшенная, 10), также принадлежавшего немецкой общине. Тогда же появился и пятый этаж.
Напоследок, вспомним знаменитых воспитанников Петришуле. Среди них историк А.И. Михайловский-Данилевский (адъютант М. И. Кутузова в 1812 г.); военный геодезист, астроном и картограф, почетный член Академии Наук и Академии Художеств Ф.Ф. Шубер (автор одного из планов Санкт-Петербурга); поэты В. И. Туманский и Даниил (Ювачев) Хармс; композитор М.П. Мусоргский; художник-анималист Н.Е. Сверчков; скульптор Р.Р. Бах (автор портретов Пушкина-лицеиста и М. И. Глинки), К.В. Тревер, деятель кино и театра А.И. Пиотровский. Архитекторы: К.И. Росси, К.А. Тон, Н.Л. Бенуа, Л.Л. Бронштедт, А.Х. Пель, А.И. Кракау, О. Пуаро, В.Ф. Геккер, Р.А. Гедике, В.И. и В.В. Шаубы, К.К. Шмидт, Р.И. Кригер, М.Е. Месмахер, В. Коллинс.
Петришуле воспитала ряд будущих учёных-естественников, таких как Г.П. Гельмерсен – руководитель Геологического комитета; известный учёный-радиотехник А.И. Берг; путешественник и исследователь Африки В.В. Юнкер; основоположник педиатрии в России К.А. Раухфус; педагог и врач, создатель научной системы физического образования П.Ф. Лесгафт; химик-органик Ф.Ф. Бейльштейн (автор классического труда "Аналитическая химия"), учредитель гимназии на Васильевском острове К. И. Май.
После 1917 года Главное Немецкое училище было преобразовано в единую трудовую школу № 41. Профессор Э.К. Клейнберг стал её первым директором.
Преподавание в Петришуле велось на немецком языке вплоть до 1929 года. Этот год и принято считать последним годом «старой» Петришуле. В начале 1930-х годов бывшее немецкое училище было преобразовано в обычную общеобразовательную школу. Сегодня это школа № 222 Центрального района Санкт-Петербурга. Её история продолжается.