5 сентября для защиты союзного конвоя PQ-18 на советских аэродромах в районе Ваенги приземлились 23 торпедоносца Hampden TB.I из состава 144-й и 455-й эскадрилий Королевских ВВС. Перелет из Шотландии дорого обошелся англичанам – 9 машин по разным причинам было потеряно.
Вообще «Хэмпден» изначально не проектировался как торпедоносец. Для этого у англичан уже был штатный «Бофорот». «Хэмпден» - бомбардировщик, на испытания вышел в 1936 г., в 38-м запущен в серию. Даже тогда он не сильно устраивал командование ВВС по скорости, маневренности, дальности и полезной нагрузке. Но «запах войны» в Европе подтолкнул к принятию его на вооружение. Однако низкая боевая эффективность этого самолета и большие потери очень скоро низвели его только для ночных полетов. А потом и вовсе почти все оставшиеся машины были переданы береговому командованию, 144 из них решено было реконструировать в торпедоносцы. Переделка стоила самолету почти что в 450 кг лишнего веса, что ухудшило и без того не блестящие летные данные. Так появилась модификация TB.I
На советском Севере английские экипажи «гостили» до 22 октября, вылетев на поиски немецкий надводных кораблей всего один раз (14 сентября). Ничего не нашли. Зато 29 сентября немецкая авиация на аэродромах уничтожила 3 «Хэмпдена», еще 9 повредила. Совершать опасный обратный перелет в Англию на этих «гробах» английские летчики не имели ни малейшего желания. Этим решило воспользоваться командование Северным флотом. По дипломатическим каналам были проведены успешные переговоры о передаче оставшихся «Хэмпденов» советской стороне. Надо сказать, что на флоте никто ценность этих самолетов не преувеличивал. Но других просто не было. ВМФ СССР в то время снабжался техникой по остаточному принципу. Здесь можно вспомнить, что в конце августа того же 42-го для возможной атаки на немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер» весь Северный флот смог выставить всего два боеготовых торпедоносца.
Специально для обучения советских экипажей англичане задержались под Мурманском, а советское командование 10 октября 42-го сформировало 24-й МТАП, куда вошли подразделения 2-го ГСМАП, 118 РАП и 35-го МТАП. Основой матчасти полка должны были стать 20 «Хэмпденов», которые составили 2-ю и 3-ю эскадрильи. 1-я летала на Ил-4. Возглавил полк подполковник Н.Н. Ведмеденко, недавно переведенный с ТОФ.
Союзники отплыли на родину 22 октября, а у их советских коллег начались неудачи. Самолет сразу же невзлюбили и летчики, и техники. Со временем на флоте даже появилось выражение: «Ты мне друг или Хэмпден?»
Уже 25 октября один самолет был разбит при посадке и поставлен на ремонт. 1 ноября оказали моторы у «Хэмпдена» майора Ф. Г. Шипилова. При вынужденной посадке возник пожар, но экипаж успел покинуть машину прежде, чем она взорвалась. 18 ноября при выполнении учебного полета «Хэмпден» капитана И.Я. Гарбуза потерял скорость, завалился на крыло и врезался в землю. К слову, Гарбуз был первым летчиком СФ, применившим торпеды в бою. Итого: из 20 самолетов еще до первого боевого вылета осталось только 17.
Боевая работа «Хэмпденов» в декабре не отличалась большой интенсивностью: 16 декабря 4 самолета бомбили Киркинес; 18 декабря экипаж капитана С. Трунова атаковал торпедой немецкий транспорт.
Первую боевую потерю полк понес 1 января 1943 г. Из боевого вылета не вернулся «Хэмпден» командира 2-й эскадрильи А.З. Стоянова. Всего на начало месяца в полку осталось 13 машин, из них только 9 исправны. Странные цифры – потеряли одного, а осталось 13 из 17. О катастрофах и серьезных авариях за этот период также ничего не сообщается. Как вариант, некоторые машины были отправлены в мастерские флота для переделки под советские торпеды, которые были габаритней английских. Это требовало серьезных изменений конструкции. Или все было проще: самые ветхие машины списали на запчасти для «собратьев».
14 января пара «Хэмпденов» обнаружила и атаковала конвой из семи судов. При заходе на цель был подбит и загорелся самолет капитана А.А. Баштыркова. Экипаж с боевого курса не свернул и протаранил вражеское судно. Самолет капитана В.Н. Киселева, несмотря на полученные повреждения, сумел атаковать торпедой другой пароход и благополучно вернулся на базу. Все члены экипажа Баштыркова представлены к званию Героя Советского Союза.
12 января при атаке на Киркинес истребителями была сбита машина ст. лейтенанта Голубева.
15 января «Хэмпдены» капитана Трунова и лейтенанта Зайченко, по их докладам, потопили два вражеских транспорта у побережья Норвегии.
29 января самолеты капитанов С. Трунова и А. Островского, ст. лейтенанта Малыгина обнаружили конвой, из которого атаковали плавбазу в/и 12000 тонн. Малыгин был сбит. Машине Островского с горящим двигателем удалось дотянуть до базы. На 1-е февраля в полку осталось всего 11 «Хэмпденов», из-за отсутствия запчастей боеготовыми были не более пяти.
16 марта при неудачной посадке на аэродроме острова Кильдин скапотировал «Хэмпден» командира полка Ведмеденко. Из экипажа никто серьезно не пострадал, но сам подполковник погиб. Самолет получил серьезные повреждения. Вероятно, его пришлось списать.
10 апреля у мыса Нордкап тройка Ил-4 и пара «Хэмпденов» пыталась атаковать немецкий конвой. Советские истребители к месту так и прибыли, зато вражеские были тут как тут. Сбитый «Хэмпден» ст. сержанта В. Ватагина упал в море. Был сбит также один Ил-4.
25 апреля 1943 г. на перехват вражеского конвоя в районе Гамвика вылетели пять «Хэмпденов», ведомые капитаном В.Н. Киселевым. При атаке судна «Леезее» машина Киселева была подбита и загорелась. Но все же экипаж поразил торпедой транспорт. Затем горящий самолет взял курс на корабль охранения, но, чуть не долетев до него, рухнул в воду. За этот подвиг все члены экипажа были удостоены звания Героя Советского Союза. В том же бою был потоплен транспорт «Штурцзее».
1 мая при атаке вражеского конвоя в Варангер-фьорде был сбит истребителями «Хэмпден» ст. лейтенента П. Зайченко.
На 1 мая осталось лишь 7 самолетов, исправных только 2.
В июне 1943 г. полк, ставший к тому времени 9-м гвардейским МТАП, потерял в боях еще 2 «Хэмпдена».
Последним их боевым заданием стала атака конвоя у Вардё 4 июля 1943 года. Поврежденные машины майора Шипилова и мл. лейтенанта Мартынова сели на воду. После этого в полку остался всего один «Хэмпден», и то неисправный. 10 июля его списали. Так закончилась история этого самолета в советских ВВС.
Фото из открытых источников