Найти тему
Катя С.

Обанкротили завод,который знал весь мир

Оглавление
Фото: заводоуправление и проходная.Яндекс Картинки.
Фото: заводоуправление и проходная.Яндекс Картинки.

В 1903 году в пустынном месте, в 15 верстах от Самары возник разъезд Самаро-Златоустовской железной дороги, которому не смогли придумать никакого названия из-за отсутствия рядом каких либо деревень.Поэтому и назвали-Безымянский разъезд.

Совсем немного времени прошло и это место стало обживаться за счет железнодорожных обходчиков пути, поселившихся близ разъезда.

В период 1912-14 годов, построили здесь завод - "Сажерез". Столь экзотическое название расшифровывается весьма просто - Самарский железнодорожно-ремонтный завод. Здесь производили ремонт железнодорожных составов. Постепенно возник небольшой поселок - Безымянка.

В 1932 году были построены новые корпуса завода, произошла модернизация ,что позволило не только ремонтировать, но и выпускать запчасти для вагонов и паровозов. В 1935 году название предприятию дали другое - Куйбышевский завод запасных частей имени Валериана Куйбышева(КЗЗЧ).

Поселок Безымянка тоже рос и постепенно стал превращаться в небольшой городок.Не случайно в 1939 году Безымянка вошла в состав Молотовского района города Куйбышева(Самары). Разъезд превратился в станцию Безымянка.

Началась Великая Отечественная война.Уже через месяц немцы начали пытаться наносить воздушные удары по столице Родины.Их целями были не только Кремль,но и Первый подшипниковый завод, на тот момент главный завод подшипниковой отрасли СССР. Немцы понимали,что в случае выведения из строя предприятия, без подшипников невозможно поставить танки на фронт. Понимали это и наши руководители. Поэтому уже 8 сентября 1941 года в Куйбышев прибыл первый московский эшелон со специалистами и станками.Всего в город за время эвакуации Первого подшипникового пришло 18 железнодорожных эшелонов и два каравана барж по Волге. Часть производства разместили как раз на площадке КЗЗЧ на Безымянке, другую часть ближе к центру города в бывших военных казармах.

Один из корпусов завода.Фото -CHANYCH_85
Один из корпусов завода.Фото -CHANYCH_85

21 октября на заводе с Безымянки уже собрали пробную партию подшипников. Ровно через месяц, 21 ноября в Челябинск на сборку танков уже улетели первые три тысячи куйбышевских изделий .Тем не менее растущую потребность страны в создании танковых и авиационных подшипниках завод ввиду объективных причин выполнить не мог.По этому поводу было принято специальное постановление Совета Народных Комиссаров(СНК) СССР ,которое предписывало меры и сроки для повышения количества выпускаемых подшипников, в том числе этим постановлением предусматривалось улучшение питания рабочих.

Для реализации постановления СНК решено было сосредоточить производство танковых подшипников на Безымянке. 18 марта 1942 года н была собрана первая серийная партия продукции танковых подщипников. В августе 1942 года за успешную производственную деятельность Куйбышевский подшипниковый завод был награжден переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны, а в январе 1943 года предприятию присвоили орден Ленина,а группе заводских конструкторов присвоено звание Лауреатов государственной премии. По 1945 год на производстве Безымянки изготовили 2 миллиона танковых подшипников. Благодаря им каждый год на фронт поставляли около 30 тысяч броненосных машин. Большие мощности литейного и кузнечного цехов загрузили производством гранат, мин, снарядов,которые помогли одержать Победу.

В апреле 1946 года основная площадка завода получила название 4-ый ГПЗ, а безымянский филиал получил название 9-й Государственный подшипниковый завод им. В.В.Куйбышева.

Ближе к концу 1950 года в цехе завода был собран первый подшипник диаметром 500 мм. С этого момента начался новый этап в развитии завода, связанный с производством сверхкрупногабаритных подшипников.Для повышения производительности труда и снижения себестоимости была проведена модернизация и автоматизация производства под выпуск подшипников с коническими и цилиндрическими роликами, в том числе двух-четырехрядными.

В 60-е годы завод стал выпускать подшипники диаметром 3,5-4 метра,а позже и до пяти метров . Заказы на сверхкрупногабаритные подшипники стали поступать из Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Германии,Англии,Финляндии и других стран мира. Такие изделия уникальны. В мире сверхкрупногабаритные подшипники производились только в американской компании Timken Company и шведской AB SKF, некоторые изделия смогли освоить только в Куйбышеве.

В восьмидесятые годы в стране началась крупномасштабная экономическая реформа. В девяностые распался СССР. Куйбышев стал Самарой.

16 октября 1992 года предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа "Самарский подшипниковый завод", а 29 мая 1996 года - в открытое акционерное общество "Самарский подшипниковый завод",а позже входит в состав "СПЗ-групп" вместе с 4-ым ГПЗ и другими предприятиями.

Самарский подшипниковый завод активно включился в экономические преобразования и казалось благодаря уникальности своей продукции найдет свою "золотую нишу". Возглавил "СПЗ" - Игорь Швидак,который прошел путь от рабочего до руководителя на заводе.

Игорь Швидак со своим сыном Александром.Фото sama-samara.ru
Игорь Швидак со своим сыном Александром.Фото sama-samara.ru

Игорь Швидак смог в критические годы постсоветской промышленности не только сохранить производство не продав ничего из имущества,но и сохранил все социальные объекты: профилакторий, медсанчасть, две турбазы, клуб. Швидак сумел наладить сбыт продукции на экспорт при этом снизив себестоимость и улучшив производительность труда. Вырученные деньги вкладывались в модернизацию оборудования. Благодаря личным качествам Игоря Швидака, его деловой хватке в период застоя отечественной промышленности, самарские подшипники расходились на ура в странах Европы, Азии и Америки. При этом Игорь Александрович сумел собрать все подшипниковые предприятия Самары в единое преуспевающее целое - " СПЗ-групп".

В 2002 году незадолго до смерти Игоря Швидака главой " СПЗ-групп" становится его сын Александр Игоревич.

В 2002 году заводы Швидака старшего занимали 11 и 7% российского рынка соответственно и являлись крупнейшими экспортерами в своем сегменте в России – на их долю приходилось 37% всего экспорта подшипников РФ.

Получивший образование в Лондоне Александр Швидак в эти годы увлеченно делал карьеру банкира в Самаре. Ему было далеко до отца по опыту управления сложным производством.Все таки это не банковское управление, а специфически сложная отрасль.Появился соратник-инвестор в лице Вадима Егиазарова. Он в свою очередь дружил с Игорем Яковлевым – сыном Владимира Яковлева, вице-мэра Санкт-Петербурга, ставшего позднее губернатором северной столицы.

С личностью Егиазарова уже в то время связывали схемы мягкого поглощения клиентов "Балтинвестбанка", которым открывались валютные кредитные линии под залог акций предприятий.

Постепенно питерцы прибирали " империю Швидака" к рукам, в их руки переходили пакеты акций "Завода спецподшипников","Промавтобанка". Все эти активы сумел приобрести еще отец Александра.Тем не менее дружба Швидака-младшего и Егиазарова Вадима крепла. В интервью СМИ оба "сыпали" красивыми словами -"экспансия,развитие,инвестиции,прибыль"..

В 2007 году Швидак с подачи Егиазарова закрывает 4-ый ГПЗ (эвакуированный в 1941 году 1-ый подшипниковый) для " осуществления беспрецедентного девелоперского проекта", который на сегодняшний день так и не осуществлен(!!!).

Фото- Яндекс Картинки.
Фото- Яндекс Картинки.

" Квалифицированное руководство" питерских " товарищей" и Швидака-младшего привело к тому,что у когда то перспективного и устойчивого в финансовом плане предприятий Швидака-старшего образовались громадные долги.

В 2014 года "СПЗ-групп" пытались банкротить трижды.

Александр Швидак при "помощи" Егиазарова и питерских "товарищей" не справился с управлением "СПЗ-групп".

В середине апреля 2018 года бывший 9-й государственный подшипниковый завод, уникальное предприятие признали банкротом.

10 марта 2020 года на аукционные торги выставят имущество предприятия. Среди лотов: станки, установки, электроплиты, механические ворота, сплит-системы.

Фото-Яндекс Картинки.
Фото-Яндекс Картинки.

Что будет с территорией орденоносного завода неясно.Возможно расширится за счет нее крупнейший в городе Кировский вещевой рынок,существующий у стен предприятия с 1992 года.

Фото : Яндекс Картинки.
Фото : Яндекс Картинки.

Грустно от того,что России не нужен уникальный подшипниковый завод.

Фото : Яндекс Картинки.
Фото : Яндекс Картинки.

Отметьте статью 👍👍👍 и поделитесь ею с друзьями 👍👍👍

Подпишитесь на мой канал 💋💋💋

Приветствую комментарии 🙋‍♀️🙋‍♀️🙋‍♀️