"Почему вдруг поэтичных?"— спросите Вы.
Эти три картины подобны стихам, в которых каждый образ не случаен, а позволяет как можно нагляднее передать главный смысл произведения.
Начнем с первой картины "Маленький садовник", созданной Фредериком Базилем.
Картина символична. Изображение человека со спины говорит о том, что это обобщенный образ, а не портрет определенного человека.
Базиль, можно сказать, отличается умением малыми средствами выразить многое. Так и здесь. Художник не пытается поместить на картину весь сад или же передать красоту каждой "вошедшей в кадр" клумбы. Наоборот, наше внимание сразу обращается к пышному кусту роз. Темная зелень и "сияющие" цветы лишь усиливают ощущение его силы и великолепия. Мы также ощущаем солнце — и по ярко-голубому цвету неба и по клумбам на переднем плане. Освещение столь сильное, что практически осветляет сами растения.
Близко к краю картины размещена фигура садовника. Освещенность солнцем усиливает цвета одежды мальчика. И также усиливает впечатление момента — момента не столько любования садом, сколько оценки всё ли хорошо и есть ли что улучшить.
Смыслом картины можно считать то, что ребенок с детства видит и осознает результаты труда (на картине это прежде всего куст роз), что он готов трудиться, улучшать, возделывать. Он изображен со спины, но все равно ощущается как он со стороны и по-взрослому оглядывает сад, одновременно восхищаясь и смотря, что еще можно было бы улучшить.
Обратимся к "Садовнику" Ивана Павловича Похитонова.
Садовник на этой картине являет собой гармонию с миром, спокойно возделывая свой или доверенный участок. Но его образ также выходит за рамки и показывает не кого-то определенного, а символизирует каждого человека.
Своим образом и примером автор как будто направляет нас к жизненной и вселенской гармонии. Спокойный и, как воспринимается, размеренный пейзаж тому подтверждение. Преобладание прямых линий как горизонтальных, так и вертикальных, только усиливает это впечатление.
Цвета также настолько гармоничны, что создают ощущение единого пространства и взаимосвязанности элементов картины. Мягкий свет и общая гармония пробуждают светлые чувства и вызывают состояние умиротворенности.
Масштаб этих двух картин примерно схож, но размеры первой картины128х169см, а вторая выполнена в размерах 18,5х25см. Столь детальная проработка на таких малых форматах свойственна многим работам автора. Это стало возможно благодаря его авторской технике. К тому же, они создавались тонкой кистью и при написании картины использовалась лупа для достижения наибольшей точности.
На следующей картине мы увидим "Молодого садовника" кисти одного из лучших портретистов XIX века Ореста Адамовича Кипренского.
Уточним размеры и этой картины: 62х49,5см.
Садовник Кипренского — это уже портрет внутреннего мира. Такого же чистого, как и сад, который он возделывает и который наверняка содержит в идеальной красоте и чистоте.
Темный фон только добавляет выразительности элементам картины. Выбранный ракурс и геометрия форм в какой-то мере напоминают мифологические картины художников, посвященные обитателям Олимпа и древнегреческой Элладе.
За портретом также символично можно прочесть необходимость прикладывать усилия для достижения хороших результатов.
При взгляде на садовника сразу вспоминается притча о том, что нужно следить за тем, какие кусты поливаешь своими мыслями и поступками — розы или сорняки. А садовник как будто говорит о необходимости постоянно уделять этому время и проверять всё ли соответствует критериям.
Все три садовника больше, чем портреты — художникам удалось создать настолько сильные образы и общее впечатление, что эти картины воспринимаются "вне времени", то есть их можно считать актуальными и поныне.
Дорогие читатели! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал! Кнопка "Подписаться" вверху, перед статьей. Впереди новые интересные материалы!