Найти тему

3 поэтичных садовника

"Почему вдруг поэтичных?"— спросите Вы.

Эти три картины подобны стихам, в которых каждый образ не случаен, а позволяет как можно нагляднее передать главный смысл произведения.

Начнем с первой картины "Маленький садовник", созданной Фредериком Базилем.

Фотография картины Ф. Базиля (на фоне) «Маленький садовник» (из свободных источников)
Фотография картины Ф. Базиля (на фоне) «Маленький садовник» (из свободных источников)

Картина символична. Изображение человека со спины говорит о том, что это обобщенный образ, а не портрет определенного человека.

Базиль, можно сказать, отличается умением малыми средствами выразить многое. Так и здесь. Художник не пытается поместить на картину весь сад или же передать красоту каждой "вошедшей в кадр" клумбы. Наоборот, наше внимание сразу обращается к пышному кусту роз. Темная зелень и "сияющие" цветы лишь усиливают ощущение его силы и великолепия. Мы также ощущаем солнце — и по ярко-голубому цвету неба и по клумбам на переднем плане. Освещение столь сильное, что практически осветляет сами растения.

Близко к краю картины размещена фигура садовника. Освещенность солнцем усиливает цвета одежды мальчика. И также усиливает впечатление момента — момента не столько любования садом, сколько оценки всё ли хорошо и есть ли что улучшить.

Смыслом картины можно считать то, что ребенок с детства видит и осознает результаты труда (на картине это прежде всего куст роз), что он готов трудиться, улучшать, возделывать. Он изображен со спины, но все равно ощущается как он со стороны и по-взрослому оглядывает сад, одновременно восхищаясь и смотря, что еще можно было бы улучшить.

Обратимся к "Садовнику" Ивана Павловича Похитонова.

Фотография картины И. П. Похитонова «Садовник» (из свободных источников)
Фотография картины И. П. Похитонова «Садовник» (из свободных источников)

Садовник на этой картине являет собой гармонию с миром, спокойно возделывая свой или доверенный участок. Но его образ также выходит за рамки и показывает не кого-то определенного, а символизирует каждого человека.

Своим образом и примером автор как будто направляет нас к жизненной и вселенской гармонии. Спокойный и, как воспринимается, размеренный пейзаж тому подтверждение. Преобладание прямых линий как горизонтальных, так и вертикальных, только усиливает это впечатление.

Цвета также настолько гармоничны, что создают ощущение единого пространства и взаимосвязанности элементов картины. Мягкий свет и общая гармония пробуждают светлые чувства и вызывают состояние умиротворенности.

Масштаб этих двух картин примерно схож, но размеры первой картины128х169см, а вторая выполнена в размерах 18,5х25см. Столь детальная проработка на таких малых форматах свойственна многим работам автора. Это стало возможно благодаря его авторской технике. К тому же, они создавались тонкой кистью и при написании картины использовалась лупа для достижения наибольшей точности.

На следующей картине мы увидим "Молодого садовника" кисти одного из лучших портретистов XIX века Ореста Адамовича Кипренского.

Фотография картины О. А. Кипренского «Молодой садовник» (из свободных источников)
Фотография картины О. А. Кипренского «Молодой садовник» (из свободных источников)

Уточним размеры и этой картины: 62х49,5см.

Садовник Кипренского — это уже портрет внутреннего мира. Такого же чистого, как и сад, который он возделывает и который наверняка содержит в идеальной красоте и чистоте.

Темный фон только добавляет выразительности элементам картины. Выбранный ракурс и геометрия форм в какой-то мере напоминают мифологические картины художников, посвященные обитателям Олимпа и древнегреческой Элладе.

За портретом также символично можно прочесть необходимость прикладывать усилия для достижения хороших результатов.

При взгляде на садовника сразу вспоминается притча о том, что нужно следить за тем, какие кусты поливаешь своими мыслями и поступками — розы или сорняки. А садовник как будто говорит о необходимости постоянно уделять этому время и проверять всё ли соответствует критериям.

Все три садовника больше, чем портреты — художникам удалось создать настолько сильные образы и общее впечатление, что эти картины воспринимаются "вне времени", то есть их можно считать актуальными и поныне.

Дорогие читатели! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал! Кнопка "Подписаться" вверху, перед статьей. Впереди новые интересные материалы!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц