(Knives Out, 2019, США)
Знаете, друзья, что нас ждёт в обозримом будущем? Не хочу ванговать (не люблю это слово), но тенденция налицо: на большие экраны вот-вот вернётся классический детектив! Разумеется, в технически осовременненом виде, но сделанный по заветам предков, с великолепными актёрами и с достойным бюджетом в фундаменте.
А всё потому что неожиданно выстрелившее в прокате (почти семикратная прибыль), "Убийство в Восточном экспрессе" ещё не сдвинуло лавину, но заставило продюсеров навострить уши. После чего на наследии Агаты Кристи поплясали кинотворцы авторитетом поменьше ("Скрюченный домишко", сериал "Убийства по алфавиту"), правда, без заметного успеха. И вот в прошлом году кинотеатры оккупировал новый детектив... вообще не по Агате Кристи, а по оригинальному сценарию Райана Джонсона, он же - режиссёр "Достать ножи".
И что?
Да всё ништяк: опять успех, семикратная окупаемость и благоприятные отзывы как от зрителей, так и от зануд-кинокритиков.
Центральная фигура этой истории - не дотошный любитель криминальных загадок, а профессиональный частный сыщик Бенуа Бланк, обладающий цинично-ироничной харизмой Джеймса Бонда. Что и немудрено. Играющий его Дэниэл Крэйг решил не отступать далеко от своего коронного образа, а лишь добавил в него чуток экспрессии и "простачковости". Последняя, однако, лишь уловка, благодаря которой подозреваемые начинают считать себя умнее сыщика и ведут себя с ним менее осторожно.
Впрочем, заюзанных детективных клише Джонсон всё-таки избежал. За счёт чего и преуспел, ибо с трудом верится, что очередная перепевка на новый лад какой-нибудь общеизвестной классики погнала бы зрителей в кинотеатры.
Начать с того, что жертва в этой истории тоже нетипична - старенький писатель-детективщик Харлан Тромби, миллионер, этакий Сидни Шэлдон или Джеймс Хедли Чейз, только выдуманный. Причём официально предполагается, что дедушка самоубился, вскрыв себе ножом сонную артерию в ночь после празднования своего 85-летия. Вот только и способ суицида, и количество тусящей у него в особняке, пьяной родни шатали эту следственную версию, как Ашот трубу со знаменитого мема.
Вторая загадка: кто он - аноним, нанявший частного сыщика Бланка вести параллельное расследование этой трагедии? Да ещё за довольно солидные деньги. Именно так Бенуа и очутился в поместье, где уже работали полицейские ищейки. Которые, к счастью, хорошо его знали и ничуть не возражали против его помощи, а фактически - командования расследованием (ой, неслабая натяжка-подыгрывание в сценарии, номинированном на Оскар!).
А в доме Тромби к тому времени всё смешалось настолько, что приснопамятные Облонские со своей прислугой выглядели по сравнению с ними образцом житейской мудрости и взаимопонимания. Безусловно, что повод заколбасить дедушку нашёлся почти у каждого. Тем паче мистер Харлан сам накануне своей смерти рассорился едва ли не со всеми прожигателями его наследства.
Однако, едва диспозиция сил для конфликтов была тщательным образом расставлена и ниточки подозрений натянуты, как вдруг...
...Как вдруг Райан Джонсон берёт и...
...Нет, не скажу, что он берёт и делает.
Потому что даже когда Джонсон, на первый взгляд, ломает всю интригу, вскоре оказывается, что на самом деле он взводит её пружину ещё туже. А потом ещё туже. И ещё.
Иными словами, Райан продолжит виртуозно издеваться над зрителем. Который, словно бармен из анекдота Тарантино в "Отчаянном", не только не разозлится, а будет просто счастлив. (Хотя нет, неудачная аналогия, учитывая состояние того бармена в конце анекдота... Ну да ладно, без обид, проехали).
***
В общем, неожиданно экзотический поворот творческого курса от создателя "Кирпича", "Петли времени" и "Последних джедаев" . Тем не менее Джонсон и тут показал себя крайне разносторонним человеком, умеющим не только удивлять зрителя, но и приносить своим нанимателям деньги. И деньги эти в данном случае заработаны честно, за продажу виртуального товара высочайшего качества и интересности.
P.S. Видимо, из "Последних джедаев" сюда попал не кто иной, как Фрэнк Оз - бессменный "голос" Йоды с 1980 года. Причём здесь Фрэнк появляется на экране не только голосом, но и как полноценный актёр (в роли семейного юриста) впервые аж с 1998 года - как говорится, оцените эпичность события, фанаты "Звёздных войн".