Найти в Дзене
Герои Истории

5 баллов или 10? Система оценок в Советской школе

В первые годы существования советской власти систем оценок, как таковых, в школах не было. В трудовых школах 1920-х годов в списке изученных предметов просто ставили отметку «изучал» или «не изучал».

В 1935 году правительство издает постановление «Об организации учебной работы», в котором вводится хорошо нам знакомая пятибалльная шкала: 1 - "очень плохо", 2- "плохо", 3 - "посредственно", 4 - "хорошо", 5 - "отлично". Эта система как общепринятая и универсальная просуществовала без изменений до начала 1990-х годов. Единственное изменение коснулось «тройки», название которой вместо «посредственно» заменили на более деликатное слово «удовлетворительно». «Тройку надо ещё заслужить», - так говорят до сих пор учителя старой формации.

Урок в советской школе. Фото из свободных источников
Урок в советской школе. Фото из свободных источников

В 1992 году в Российской Федерации принимается закон «Об образовании». Демократическая реформа предложила школам самим выбирать систему оценок, порядок ношения формы, и формировать учебные программы. Я как раз застал этот переходный период, учился в советско-российской школе и был рад тому факту, что в школу можно было теперь ходить в любой одежде.

Многие школы в то время начинают экспериментировать с системами оценок. Как альтернатива предлагалась наиболее распространенная в мире после пятибалльной системы десятибалльная шкала оценивания. Кроме того существуют 100-балльные (ЕГЭ), 12-балльные (Украина) и более экзотические 8-ми и 20-балльные системы оценок. В США, как известно, применяется буквенная система оценок – А, B, C,D, F, которая соответствует пятибалльной системе, только в обратном порядке (от А – "отлично" до F – "плохо").

Я считаю, что наиболее простой системой оценки является 5-балльная шкала, а наиболее объективной и полной 10-балльная. Все остальные системы либо грубы, либо избыточны. И фактически в советской школе существовала именно 10-балльная система оценок. Смотрите сами:

«1» – «Кол». «Это невозможно терпеть, Сидоров. Единица! Родителей в школу».

«2» – Двойка. «Не готов? Два». Справедливо и без лишних эмоций.

Кадр из мультфильма "Опять двойка", СССР, 1957 г
Кадр из мультфильма "Опять двойка", СССР, 1957 г

« 3–» Три «с минусом». «Ладно, я тебя, Иванов, пожалею, но в следующий раз будет «два».

«3» – Твёрдая, «заслуженная» Тройка.

«4–»Четыре «с минусом». Честно скажу, «три с плюсом» никогда в жизни не встречал. Всё-таки советские учителя, если хотели поощрить троечника натягивали ему «четыре с минусом».

«4» Четыре. «Молодец, старайся дальше».

«4+»Четыре «с плюсом». «Конечно, ты, Петров, написал контрольную хорошо, но на «пять» ещё не тянет».

«5–» Пять «с минусом». Аванс на будущее за старания от доброго учителя.

«5 »Пять. Отлично. Лаконично, без сомнений и эмоций. Почти как «двойка», но наоборот.

Опять пятёрка. Художник Н.Н. Заболотский, 1954 г
Опять пятёрка. Художник Н.Н. Заболотский, 1954 г

«5+»Пять «с плюсом». Превосходно! Выше всяких похвал.

Вот и получилась в итоге 10-балльная шкала. В журналы и аттестаты, конечно, учителя ставили только баллы от 2 до 5, но на самом деле существовала более живая и гибкая система оценивания. В этой системе передавались тонкости учебного процесса и отношений между учениками и учителями.

Причем, что мне кажется не совсем справедливым, большое значение имела репутация ученика в глазах учителя. Отличникам ставили пять, даже когда работа была на четыре, хорошистам за аналогичную работу ставили четверку, а закоренелых троечников редко баловали оценкой выше "трояка", тем самым подрывая их мотивацию к лучшей учёбе.

В Финляндии в средней школе система оценок отменена, в России в некоторых школах с «гуманистическим уклоном» оценок тоже нет. Вероятно, в этом есть смысл. Хотя учиться совсем без оценок становится не интересно.

Делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!

Денис Маевский