Найти тему
Под маской

Гримёрное искусство в России

Оглавление

Искусство грима в России зародилось в народных праздниках, ярких красочных народных хороводах. «Пачканье лица» растительными красками, сажей, углём или свеклой было обычным явлением среди исполнителей.

Участниками этих праздников были скоморохи, без которых не обходилось ни одно представление. Ярко раскрашенные лица, торчащие из-под войлочных колпаков во все стороны волосы, весёлый нрав и острые шутки делали их незаменимыми на каждом празднике. Слово «скоморох» происходит от греческого слова «скоммарх» - мастер смеха.

Развитие театрального искусства на Руси (национального, профессионального) связано с именем Федора Волкова, сына Ярославского купца, талантливого актера, режиссера, в последующие года. Именно в это время в спектаклях появляется реалистический грим, который с трудом пробивался на сцену.

Кроме городского, придворного театров свои крепостные труппы были у богатых помещиков. Костюмы, парики, гримы выполняли крепостные, среди которых было много талантливых самоучек, художников. Сначала актеры гримировались на европейский манер, но постепенно грим становится более тонким, несмотря на обобщенность образов. Сценические персонажи были приукрашены, наряды были по последней моде как и парики, прически.


Большой вклад в развитие гримерного искусства внесли отдельные актеры разных театров в XIX в. Реалистический грим особенно проявился во внешнем оформлении некоторых сценических персонажей.


Значимый этап развития грима связан с Московским Художественным театром. Режисер - актер К.С.Станиславский серьезно подходил к поискам грима персонажей. В своей замечательной книге «Моя жизнь в искусстве» он много теплых слов посвятил художникам гримерам Гремиславским. Сам Станиславский гримировался превосходно, учитывал самые малейшие детали, глубоко вживаясь в облик своего сценического персонажа. Грим делали тщательно не только для главных героев, но и участников массовки.

Грим в Художественном театре видоизменялся в зависимости от методов сценической интерпретации. Поражают своей емкостью гримы спектакля «Царь Федор», «Анатема», «Жизнь человека», «Драма жизни». В поисках грима актерам помогали художники - гримеры: Гольцов, Гремиславские (муж и жена), Фалеев и др.