Найти в Дзене

Феномен "на кончике языка"

Оглавление

Вам когда-нибудь задавали вопрос, на который вы знаете ответ, но при этом изо всех сил старались придумать правильное слово? "О, я знаю это", - скажете вы. -"Я знаю, что она начинается на букву "Б".

Это ощущение, с которым мы все знакомы, и оказывается, что это общее состояние на самом деле имеет название. Он известен как lethologica или феномен кончика языка. Психологи определяют это явление как чувство, сопровождающее временную неспособность извлечь информацию из памяти.

Даже если вы знаете, что знаете ответ, неуловимая информация, кажется, находится за пределами вашей ментальной досягаемости. Это чувство может быть неприятным, когда вы его испытываете, но одна из положительных сторон lethologica заключается в том, что она позволяет исследователям анализировать различные аспекты памяти .

Некоторые интересные вещи, которые исследователи обнаружили о lethologica включают в себя:

  • Феномен кончика языка универсален. Опросы показывают, что около 90% носителей разных языков со всего мира сообщают о моментах, когда воспоминания кажутся временно недоступными.
  • Такие моменты случаются довольно часто и с возрастом эта частота увеличивается. Молодые люди, как правило, имеют кончик языка моменты примерно раз в неделю, в то время как пожилые люди считают, что они могут происходить так же часто, как один раз в день.
  • Люди часто запоминают частичные биты информации. Например, они могут запомнить букву, с которой начинается искомое слово, или количество слогов, содержащихся в слове.

Почему люди испытывают состояния "кончика языка"?

Как исследователи объясняют lethologica? Язык-это невероятно сложный процесс. В большинстве случаев этот процесс протекает так легко, что мы даже не задумываемся об этом. Мы думаем о чем-то, мозг назначает слова для представления этих абстрактных идей, и мы говорим то, что у нас на уме. Но поскольку этот процесс настолько сложен, все может пойти не так, в том числе и кончик языка.

Когда это происходит, вы можете почувствовать, что информация находится за пределами вашего понимания. Вы знаете, что знаете информацию, но она кажется временно запертой за какой-то умственной кирпичной стеной. Когда что-то, наконец, вызывает восстановление памяти или когда кто-то другой предлагает недостающую информацию, облегчение этих чувств разочарования ощутимо.

Но почему это происходит? Исследователи полагают, что ряд факторов может играть определенную роль, хотя точные процессы не совсем ясны.

События на кончике языка чаще происходят, когда люди устали, хотя другие особенности памяти, такие как то, насколько хорошо была закодирована информация и наличие каких-либо мешающих воспоминаний, также могут оказывать влияние.

Метакогнитивные объяснения этого феномена предполагают, что состояния кончика языка служат своего рода сигналом тревоги. Как предупреждающий сигнал в вашем автомобиле, они могут предупредить вас о потенциальной проблеме, которую необходимо решить.

Согласно таким теориям, кончики языка сами по себе не являются проблемой. Скорее, они служат для того, чтобы предупредить вас о том, что с системой поиска что-то происходит, и позволить вам исправить проблему. Если вы обнаружите, что испытываете этот опыт неоднократно перед важным экзаменом или презентацией, вы будете знать, что вам, возможно, потребуется изучить информацию больше, чтобы лучше закрепить ее в своей памяти.

Можете ли вы сделать что-нибудь, чтобы предотвратить явление кончика языка?

Некоторые исследователи обнаружили, что состояния кончика языка могут играть адаптивную роль в процессе запоминания и обучения . Некоторые исследования показали, что чем больше времени люди тратят на изучение кончика языка, тем лучше они будут учиться и запоминать этот материал в будущем. Это предполагает, что эти моменты могут привести к более сильному кодированию памяти, что облегчит поиск в будущем.

Однако другие исследователи обнаружили, что тратить время на попытки вспомнить информацию, которая, кажется, находится на кончике языка, на самом деле может быть проблематично. Хотя может возникнуть соблазн потратить некоторое время на поиски ответа, психологи Карин Хамфрис и Эми Бет Уорринер предполагают, что чем больше времени вы потратите на то, чтобы вспомнить слово, которое вертится у вас на языке, тем больше вероятность, что в будущем вы снова будете бороться со словом.

"Вы вращаете свои шины в снегу", - объяснил Хамфрис в интервью ScienCentral News. - "Ты зарываешься еще глубже."

Интерес Хамфриса к этой теме был вызван личным опытом, когда он пытался вспомнить некоторые слова, которые, казалось, постоянно бросали ему вызов.

"Это может быть невероятно неприятно—вы знаете, что знаете это слово, но вы просто не можете его понять", - объяснила она Макмастеру Daily News. -И как только он у тебя есть, это такое облегчение, что ты не можешь себе представить, что когда-нибудь забудешь его снова. Но потом ты понимаешь. Итак, мы начали думать о механизмах, которые могут лежать в основе этого явления."

Исследователи обнаружили, что после того, как люди один раз вошли в состояние кончика языка, на самом деле становится более вероятно, что это произойдет снова, когда они в следующий раз попытаются вспомнить это слово. Вместо того, чтобы выучить правильное слово, кажется, что люди на самом деле учатся входить в неправильное состояние, когда они пытаются восстановить слово снова.

В ходе исследования исследователи показали 30 участникам вопросы, которые они знали, не знали или имели ответы на кончике языка. Затем участники были случайным образом распределены по группам, у которых было 10 или 30 секунд на то, чтобы придумать ответ. Процедура была повторена через два дня.

Чем дольше участники находились в этом состоянии на кончике языка, тем более вероятно, что они испытают то же самое в следующий раз, когда столкнутся с этим словом. "Дополнительное время, которое люди тратят, пытаясь найти это слово, исследователи называют временем "неправильной практики". Вместо того чтобы учить правильное слово, люди учатся самой ошибке", - предполагает Хамфриз.

В исследовании 2015 года, опубликованном в журнале Cognition, Д'Анджело и Хамфрис обнаружили, что это повторение феномена кончика языка, возможно, является результатом неявного обучения, которое включает в себя изучение сложной информации случайным образом без какого-либо осознания того, что она была изучена.

Что означает исследование

Исследование имеет важные приложения для студентов и преподавателей. Во время следующей сессии сосредоточьтесь на поиске правильных ответов, а не на попытках вспомнить информацию. Для учителей исследование показывает, что более выгодно давать учащимся правильный ответ, а не позволять им самим пытаться вспомнить его.

Как вы можете предотвратить будущие проблемы после события "кончик языка"? У Уорринера и Хамфриса есть совет.

Лучший способ разорвать порочный круг-повторять это слово про себя или вслух. Этот шаг создает процедурную память, которая помогает свести к минимуму негативное влияние предыдущей неправильной практики.

Хорошая новость заключается в том, что, хотя состояния "кончика языка" часто изучаются и имеют тенденцию повторяться, неправильное обучение может быть правильным либо путем решения проблемы спонтанно, либо с помощью сигналов, чтобы вызвать поиск информации. Если вам когда-нибудь приходил в голову этот неуловимый ответ, часто даже не пытаясь его обдумать, значит, вы испытали спонтанное разрешение lethologica.

Подписывайтесь на блог "Психология на каждый день", чтобы улучшить свою жизнь прямо сейчас.