Топливные резервуары, платежные терминалы и даже холодильники с мороженым на АЗС «Газпромнефть» научили обмениваться
данными с единой интеллектуальной системой
В 2019 году началось подключение АЗС «Газпромнефть» к мониторинговому центру инфраструктуры (МЦИ). На заправочных станциях сети заработал интернет вещей: все оборудование начало в онлайн-режиме обмениваться данными с инновационной интеллектуальной системой. Пилотные испытания системы в отдельных регионах показали экономический эффект в десятки миллионов рублей, поэтому в 2019 году к интернету вещей были подключены большинство российских станций сети.
Мониторинговый центр инфраструктуры — это собственная разработка «Газпромнефть-Центра» и первый подобный проект для российской ВИНК. Это глобальная система контроля, к которой уже подключено все торговое и технологическое оборудование на АЗС: от кофемашин до топливных резервуаров. Программное ядро центра за одну секунду способно производить более 50 000 вычислений и обрабатывать до 100 000 сигналов. Информация в непрерывном режиме поступает от датчиков, которыми снабжено оборудование. Далее данные передаются в систему «Нефтеконтроль», которая обеспечивает постоянный мониторинг сохранности количества и качества нефтепродуктов по всей цепочке их поставки — от завода до топливораздаточной колонки.
Вначале был кофе
Наш день начинается с кофе. Концепция интеллектуальной системы, которая круглосуточно следит за работоспособностью и эффективностью оборудования, тоже началась с кофе — она была апробирована на кофейных автоматах. Все кофемашины подключили к единой интеллектуальной системе управления продажами кофе. Электронику научили следить за работоспособностью оборудования, формировать заявки на ремонт, а также дистанционно задавать настройки приготовления кофе. Благодаря этой системе клиент получает одинаковый по качеству и вкусовым ощущениям напиток абсолютно на любой — даже на самой удаленной — станции сети.
Ускоряем процессы
МЦИ оказался эффективным инструментом для управляющих АЗС. С его вводом контроль движения нефтепродуктов на станции стал динамическим: датчики в резервуарах и топливораздаточных колонках в режиме онлайн фиксируют, сколько топлива поступило или выбыло из резервуаров и сколько было отпущено в бензобак клиента. Мониторинговый центр позволяет исключить недоливы и ошибки, связанные с человеческим фактором, в том числе при одновременном сливе нескольких марок топлива в резервуары. «Ранее из автоцистерны в резервуары сливали по одной марке топлива за раз. Теперь, когда этот процесс можно контролировать в МЦИ в режиме реального времени, стал возможным единовременный слив всех видов топлива. Акт приемки топлива формируется автоматически, таким образом у персонала АЗС нет возможности скорректировать его вручную», — говорит руководитель проекта «Мониторинговый центр инфраструктуры» Артемий Сайгин.
Кроме того, с помощью МЦИ отслеживается уровень топлива в резервуарах и, когда запасы топлива заканчиваются, формируется заявка на новую партию. Раньше эту функцию выполнял оператор, и от его действий зависела своевременность пополнения резервуаров.
Заблаговременно ремонтируем
После запуска мониторингового центра оборудование станции находится в рабочем состоянии 99% времени, а число технологических простоев снизилось на 30%. Таких показателей удалось достичь за счет внедрения модулей машинного обучения и предиктивной аналитики, которые заблаговременно оповещают пользователя о выходе оборудования из строя. В режиме онлайн система контролирует состояние технологического оборудования на каждой АЗС сети. Если отклонение от нормативных параметров превысит допустимый уровень, система выдаст сигнал о нарушении в работе и сформирует заявку на ремонт для обслуживающей организации.
Ранее мы писали о том, почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью и какие еще форматы АЗС бывают.
Согласны с написанным? Можете что-то добавить? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать, что вы думаете.
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/