Все мы со школьной скамьи знаем простую, но «знаменитую» химическую формулу C2H5OH. Да, - это тот самый эти́ловый спирт (или этано́л, или метилкарбино́л, или ви́нный спирт, или просто - алкого́ль) с которым знакомо большинство взрослого населения нашей страны, которое прекрасно знает его свойства и сферы применения.
Спирт широко применялся и в Вооруженных силах, правда, часто не только по прямому предназначению (для технического обслуживания вооружения), но и для решение других внезапно возникающих вопросов.
Чего «греха таить», в советское время в Армии была «напряжёнка» с запасными частями и с аккумуляторами. Кроме того, было много случаев вывода техники из строя из-за явного разгильдяйства, плохого знания техники, отсутствия контроля за личным составом, а порой и из-за элементарного воровства.
Военные инженеры знают о таком показателе надежности, как «наработка на отказ». Так вот, большая часть «отказов» на технике происходила по вине личного состава или, как сейчас говорят, – из-за «человеческого фактора» и спирт часто помогал исправить то, что наделал этот самый «человеческий фактор». В гражданских организациях за спирт можно было выменять необходимые узлы и детали для автомобильной и гусеничной техники, провести некоторые виды ремонта. Спирт так же помогал обойти и многие бюрократические препоны.
Например, за три дня до погрузки техники на железнодорожные платформы, с целью убытия на государственный полигон «Эмба» для проведения боевых стрельб, в одном зенитно-ракетном дивизионе «Круг» проводилось внеочередное техническое обслуживание. Лейтенанту Иванову была поставлена задача: поменять масло в дизельных двигателях двух пусковых установок 2П24. Иванов со своим механиком водителем поставил «пусковые» над специальными ямами и начал сливать масло из двигателей. Наступило время обеда и Иванов, оставив «пусковые» на ямах, что бы масло хорошо стекло, пошел на обед во время которого его «поймал» начальник штаба и срочно поставил в наряд. В конце рабочего дня технику надо было поставить в свои хранилища и командир батареи послал это сделать другого молодого лейтенанта с двумя другими механиками-водителями. О том, что в машинах слито масло этих ребят никто не предупредил, а проверить его наличие в двигателях они не «удосужились». Так, под «чутким руководством» юного лейтенанта механики завели обе машины и «запороли» оба дизельных двигателя. И это за три дня до погрузки.
Естественно, последовали определенные «оргвыводы». Но выводы выводами, а «пусковые» надо было восстанавливать. В срочном порядке заместитель командира дивизиона по вооружению за сутки объездил множество воинских частей и в одной из них, наконец, нашел два нужных «движка». Но без разрешения бронетанковой службы округа движки передавать запрещалось, а времени для решения этого вопроса через далекий округ уже не оставалось (потребовали бы проведения расследования и дачи других разъяснений). И вот тут-то и понадобился спирт. За определенное его количество вопрос был улажен, с обещанием под «честное слово» оформить передачу движков, но «чуть позднее». Движки были доставлены в дивизион и за сутки были установлены на обе пусковые установки. После возвращения с "Эмбы" зам по вооружению дивизиона исполнил свое обещание: поехал в штаб округа и оформил все документы надлежащим образом (кстати, то же не без помощи спирта).
Еще один пример.
Довольно опытный начальник пусковой установки 2П24 решил ее хорошенько помыть в озере, которое находилось рядом с частью и использовалось в качестве «учебного вододрома». За рычаги сел механик-водитель, а начальник «пусковой» жестами стал им управлять. Все это закончилось тем, что «пусковая» «булькнула» в воду, полностью затопив боевое отделение. «Пусковую» конечно вытащили, но вся аппаратура вышла из строя. Начали просушку, но все было бесполезно: электропроводка была приведена в негодность и заменить ее в войсковых условиях было невозможно. Выход оставался только один: отправить «утопленницу» в капитальный ремонт, но это было сделать тяжело, т.к. она находилась еще «на гарантии». Назревал большой скандал. Вызвали представителя завода-изготовителя, который должен был дать свое экспертное заключение, от которого зависело принятие решения о капитальном ремонте. И здесь тоже помог спирт, заключение получилось приемлемым как для воинской части, так и для завода-производителя. «Пусковая» благополучно ушла в ремонт.
Спирт «решал» и многие организационные вопросы. Так, во время проведения одной из боевых стрельб на госполигоне «Эмба» при получении боевых ракет забыли забрать формуляры ракет. В формулярах были указаны коды радиовзрывателей ракет, без установки, которых, стрелять было невозможно. Чтобы привезти формуляры и установить коды надо было отложить стрельбу на несколько часов. Для этого, один из заместителей командира дивизиона срочно выехал на площадку, с которой производились пуски мишеней. Там с помощью спирта «нашли причину», из-за которой пуски мишеней перенесли на нужное время.
Особенно спирт хорошо «помогал» в восстановлении автомобильной техники. На Эмбе был случай, когда «застучал» двигатель ЗИЛка, на котором было установлено специальное оборудование, причем, через два дня предстояла погрузка в эшелон для отправки «домой».
За это время в полевых условиях два водителя под руководством заместителя командира дивизиона по вооружению сняли и разобрали автомобильный двигатель, вынули из него коленчатый вал, за спирт договорились с гражданской ремонтной организацией, которая за ночь его «расточила» и подобрала необходимые вкладыши. В полевых условиях движок собрали и установили на машину, после чего она своим ходом заехала на ж.д.платформу.
Благодаря спирту в дивизионе был создан двойной комплект аккумуляторов (один комплект стоял на технике, второй хранился в сухозаряженном виде). Вся автомобильная техника была в исправном состоянии и полностью укомплектована по тем временам «дефицитом»: зеркалами заднего вида, «оптикой», щетками «дворников», водительскими ключами и т.д.
Таким образом, можно с полным правом считать, что «спирт являлся одним из важнейших факторов поддержания вооружения и техники в высокой степени боеготовности».
Спасибо за прочтение, ставьте лайки, делайте свои комментарии,
читайте мой канал "байки бывалого зампотеха" ТУТ
Например
Как пиво влияет на обороноспособность Чехии
Вячеслав Туркменский