Найти тему
Байки зампотеха

Байки зампотеха. Как спирт влияет на боеготовность Вооруженных Сил

Спирт на складе ГСМ части
Спирт на складе ГСМ части

Все мы со школьной скамьи знаем простую, но «знаменитую» химическую формулу C2H5OH. Да, - это тот самый эти́ловый спирт (или этано́л, или метилкарбино́л, или ви́нный спирт, или просто - алкого́ль) с которым знакомо большинство взрослого населения нашей страны, которое прекрасно знает его свойства и сферы применения.

Разъем ОШ-1 пусковой установки подлежит обязательной промывки спиртом
Разъем ОШ-1 пусковой установки подлежит обязательной промывки спиртом

Спирт широко применялся и в Вооруженных силах, правда, часто не только по прямому предназначению (для технического обслуживания вооружения), но и для решение других внезапно возникающих вопросов.

Чего «греха таить», в советское время в Армии была «напряжёнка» с запасными частями и с аккумуляторами. Кроме того, было много случаев вывода техники из строя из-за явного разгильдяйства, плохого знания техники, отсутствия контроля за личным составом, а порой и из-за элементарного воровства.

Военные инженеры знают о таком показателе надежности, как «наработка на отказ». Так вот, большая часть «отказов» на технике происходила по вине личного состава или, как сейчас говорят, – из-за «человеческого фактора» и спирт часто помогал исправить то, что наделал этот самый «человеческий фактор». В гражданских организациях за спирт можно было выменять необходимые узлы и детали для автомобильной и гусеничной техники, провести некоторые виды ремонта. Спирт так же помогал обойти и многие бюрократические препоны.

Дизельный двигатель для пусковой установки 2П24
Дизельный двигатель для пусковой установки 2П24

Например, за три дня до погрузки техники на железнодорожные платформы, с целью убытия на государственный полигон «Эмба» для проведения боевых стрельб, в одном зенитно-ракетном дивизионе «Круг» проводилось внеочередное техническое обслуживание. Лейтенанту Иванову была поставлена задача: поменять масло в дизельных двигателях двух пусковых установок 2П24. Иванов со своим механиком водителем поставил «пусковые» над специальными ямами и начал сливать масло из двигателей. Наступило время обеда и Иванов, оставив «пусковые» на ямах, что бы масло хорошо стекло, пошел на обед во время которого его «поймал» начальник штаба и срочно поставил в наряд. В конце рабочего дня технику надо было поставить в свои хранилища и командир батареи послал это сделать другого молодого лейтенанта с двумя другими механиками-водителями. О том, что в машинах слито масло этих ребят никто не предупредил, а проверить его наличие в двигателях они не «удосужились». Так, под «чутким руководством» юного лейтенанта механики завели обе машины и «запороли» оба дизельных двигателя. И это за три дня до погрузки.

Замена двигателей на пусковой установке 2П24
Замена двигателей на пусковой установке 2П24

Естественно, последовали определенные «оргвыводы». Но выводы выводами, а «пусковые» надо было восстанавливать. В срочном порядке заместитель командира дивизиона по вооружению за сутки объездил множество воинских частей и в одной из них, наконец, нашел два нужных «движка». Но без разрешения бронетанковой службы округа движки передавать запрещалось, а времени для решения этого вопроса через далекий округ уже не оставалось (потребовали бы проведения расследования и дачи других разъяснений). И вот тут-то и понадобился спирт. За определенное его количество вопрос был улажен, с обещанием под «честное слово» оформить передачу движков, но «чуть позднее». Движки были доставлены в дивизион и за сутки были установлены на обе пусковые установки. После возвращения с "Эмбы" зам по вооружению дивизиона исполнил свое обещание: поехал в штаб округа и оформил все документы надлежащим образом (кстати, то же не без помощи спирта).

Еще один пример.

Сейчас "пусковая" "булькнет"
Сейчас "пусковая" "булькнет"

Довольно опытный начальник пусковой установки 2П24 решил ее хорошенько помыть в озере, которое находилось рядом с частью и использовалось в качестве «учебного вододрома». За рычаги сел механик-водитель, а начальник «пусковой» жестами стал им управлять. Все это закончилось тем, что «пусковая» «булькнула» в воду, полностью затопив боевое отделение. «Пусковую» конечно вытащили, но вся аппаратура вышла из строя. Начали просушку, но все было бесполезно: электропроводка была приведена в негодность и заменить ее в войсковых условиях было невозможно. Выход оставался только один: отправить «утопленницу» в капитальный ремонт, но это было сделать тяжело, т.к. она находилась еще «на гарантии». Назревал большой скандал. Вызвали представителя завода-изготовителя, который должен был дать свое экспертное заключение, от которого зависело принятие решения о капитальном ремонте. И здесь тоже помог спирт, заключение получилось приемлемым как для воинской части, так и для завода-производителя. «Пусковая» благополучно ушла в ремонт.

-6

Спирт «решал» и многие организационные вопросы. Так, во время проведения одной из боевых стрельб на госполигоне «Эмба» при получении боевых ракет забыли забрать формуляры ракет. В формулярах были указаны коды радиовзрывателей ракет, без установки, которых, стрелять было невозможно. Чтобы привезти формуляры и установить коды надо было отложить стрельбу на несколько часов. Для этого, один из заместителей командира дивизиона срочно выехал на площадку, с которой производились пуски мишеней. Там с помощью спирта «нашли причину», из-за которой пуски мишеней перенесли на нужное время.

Ремонт автомобильного двигателя
Ремонт автомобильного двигателя

Особенно спирт хорошо «помогал» в восстановлении автомобильной техники. На Эмбе был случай, когда «застучал» двигатель ЗИЛка, на котором было установлено специальное оборудование, причем, через два дня предстояла погрузка в эшелон для отправки «домой».

Замена двигателя на технике
Замена двигателя на технике

За это время в полевых условиях два водителя под руководством заместителя командира дивизиона по вооружению сняли и разобрали автомобильный двигатель, вынули из него коленчатый вал, за спирт договорились с гражданской ремонтной организацией, которая за ночь его «расточила» и подобрала необходимые вкладыши. В полевых условиях движок собрали и установили на машину, после чего она своим ходом заехала на ж.д.платформу.

Благодаря спирту в дивизионе был создан двойной комплект аккумуляторов (один комплект стоял на технике, второй хранился в сухозаряженном виде). Вся автомобильная техника была в исправном состоянии и полностью укомплектована по тем временам «дефицитом»: зеркалами заднего вида, «оптикой», щетками «дворников», водительскими ключами и т.д.

Водительский комплект на технике длительного хранения
Водительский комплект на технике длительного хранения

Таким образом, можно с полным правом считать, что «спирт являлся одним из важнейших факторов поддержания вооружения и техники в высокой степени боеготовности».

Спасибо за прочтение, ставьте лайки, делайте свои комментарии,

читайте мой канал "байки бывалого зампотеха" ТУТ

Например

Как пиво влияет на обороноспособность Чехии

Вячеслав Туркменский