Еще до начала военных катаклизмов середины прошлого века немцы и японцы наладили активный товарообмен: гитлеровцы поставляли в страну Восходящего солнца грузы военного характера а взамен получали стратегическое сырье, среди которого значилось олово, вольфрам, каучук. Все это шло через нашу страну по Транссибирской магистрали. Но после открытия боевых действий остался только один путь, морем, длиною в 22 тысячи километров.
Поначалу немцы пытались замаскировать свои суда, пытаясь выдать их за нейтральные. Но эта маскировка мало им помогла. Уже к началу 1944 года нацистская Германия лишилась половины своего транспорта. Тогда-то и было решено задействовать подводные лодки.
Японцы в те времена, по-видимому, были поражены вирусом гигантивизма – строили свои подлодки на 30 метров длиннее немецких. Поэтому они годились для перевозки грузов. И тем более, могли проходить 34 тысячи км без дозаправки. Имея на борту 300 тонн груза, в который входил опиум, каучук, золото, а также 95 членов команды и 14 инженеров, одна из таких субмарин тайно покинула Японию в марте 1944 года. Ее должны были встретить немцы близ французского порта Лорьян с встречным грузом.
Наши союзники в то время – американцы - знали об этом буквально все. Место этого рандеву, было назначено далеко в море, куда не могла долететь авиация. Но у американцев уже в то время был прообраз авианосцев – транспортное судно со взлетно-посадочной полосой.
И вот в условленном месте встреча состоялась. Передав японцам радар, немецкие подводники вернулись к себе на лодку и сразу погрузились. Японцы же почему-то задержались. Что и послужило причиной их гибели. Это квадрат уже двумя днями ранее был под наблюдением американцев, чем они незамедлительно и воспользовались. Торпеда попала точно в цель.
В начале 90-х исследователь Пол Тайдуэлл наткнулся в архиве на документы о подводной лодки I-52. Его очень заинтересовали записи офицера разведки, который сообщал о двух тоннах золота на борту. Арендовав для поисков российское исследовательское судно, Тайдуэлл обследовал большой участок на глубине 5 тыс. м. Не было ничего похожего на лодку. Но компьютерный анализ внезапно показал искомое в 16 км от места поисков. Нужно было приступать к осуществлению задуманного.
Для этого требовался «Академик Мстислав Келдыш», успешно работавший на месте гибели «Титаника». И вот с двумя аппаратами «Мир» судно приступило к исследованиям. Через время после погружения Тайдуэлл с помощниками разглядел на дне металлические обломки и ящики. Передняя часть лодки была разнесена взрывом, позади рубки тоже зияла пробоина. Это была она – лодка I-52.
Ящики удалось поднять с помощью роботов-манипуляторов. Тайдуэлл самолично вскрыл их, заявив впоследствии, что везде находится опиум. Но члены его команды не поверили ему, впрочем, продолжая выполнять свою работу. Однако каждый раз поднимали только олово. Добравшись наконец до металлических слитков под днищем лодки, высыпавших из отсека, победа казалась так близка. Тем более брусочки выглядели так многообещающе. Но все оказалось призрачно. Это опять было олово, и поднимать его уже не стали.
Все окончилось полным провалом, и экспедиции принесла только лишь одни долги. Ведь, только каждое погружение «Мира» обходилось в 25 тыс. долларов. Возможно, тонны золота ждут своего часа в одном из отсеков погибшей субмарины, проникнуть в который оказалось невозможным.