Ну что, начнём разбираться в паркете? Не знаю, будут ли здесь те, кто совершенно не в курсе, что такое паркет. Пожалуй, почти все отдалённо представляют, что это деревянный пол, если угодно :)
Он бывает разных видов в зависимости от типа исполнения: штучный, щитовой и наборный. Но чаще мы слышим паркет "ёлочка", вот он:
Он был очень распространён в советское время. Но обо всём по порядку.
История паркета насчитывает приблизительно 3000 лет. Немало, согласитесь? Хотя, если знать, что деревянный пол обладает большими преимуществами над другими напольными покрытиями, то удивляться нечему: он теплый, упругий, легкий в обработке, относительно дешевле (а леса в те времена было значительно больше) и, как теперь принято говорить, "экологически чистый" — он «дышал», способствовал относительной свежести в помещении. С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, настилавшихся прямо по земле. Такой вид деревянного пола — предок современного паркета.
Этимология
Что и говорить, с паркетом человечество знакомо давно, но, раз у меня ещё и профессиональный интерес нужно подогревать (а я - будущий филолог), то заметим, что слово паркет к нам пришло из Франции, но означало несколько иное. Раньше так называли небольшой парк, потом - часть зала, покрытую ковром, которая предназначалась для аудиенций. Интересно получается - ковры исчезли, а слово закрепилось за названиями деревянных планок... И такое бывает.
Возникновение
Зарождением паркета мир обязан готической Европе в период конца XIII — начала XIV столетия. Тогда в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов. Наверное, можно назвать такой настил художественным паркетом, о котором вы узнаете позже, а если уже слышали - тем лучше! А вот полы в жилых помещениях покрывались более скромно — досками, которые были сработаны грубо и однотипно, могли быть покрыты лаком или краской. Тогда-то и возникла мысль о расчленении обычной массивной половой доски на отдельные дощечки строгой геометрической формы. Так возник штучный паркет. И в Средневековье паркет становится уже обязательной частью интерьера замков, дворцовых зал и жилья великосветской знати. А ведь всего сто лет...)
Паркет в Европе
Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный".
Паркет в России
История паркета в России начинается приблизительно с XVI столетия — когда помимо настилаемых дощатых полов начали изготавливаться напольные покрытия из так называемых «дубовых кирпичей», вырезаемых из досок дуба. Подобные полы получили название «косящатых», поскольку укладывались именно знаменитым рисунком «елочкой».
В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол. Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе паркетных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля. Паркет сначала изготавливался на щитовой основе (щитовой паркет). Художественный паркет выполняли обычно 2 способами — интарсией, которая предполагала инкрустацию, и маркетри, которая состояла в наборных работах.
В 1711 г. Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью.
Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета. Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века.
К завершению XVIII столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности в России был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Но о сортах древесины мы поговорим в другой статье... :)
Изготовление паркета на протяжении всего XIX столетия проводилось исключительно вручную. В ту пору отличились охтенские мастера по укладке паркета. Именно их в XIX столетии приглашали на работы в дома великосветской знати того времени и в петербургские дворцы (тогда велись активные работы по отделке дворцов).
Паркетные промышленные предприятия начали возникать в начале XX столетия. Тогда, в первые годы, стали запускать свои цеха специализированные фабрики, которые перешли на массовый выпуск паркета из самых разнообразных пород древесины. В XIX веке знаменитые образцы художественного паркета выкладываются в Государственном Русском музее и Зимнем дворце. И в этом же столетии искусство художественного паркета переживает свой закат.
Количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве. Паркеты XIX и начала XX столетия стали примером русской классики. С того времени начались эксперименты в паркетном деле — в его производстве, в укладке (в стилях, форме, древесине, методах работы). Осуществлялся постепенный переход и на другие виды деревянных напольных покрытий.
Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских "сталинских" высоток.
Наши дни
Несмотря на развитие науки и техники, нужно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем меняется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд. Ее использование способствует увеличению точности вырезания деталей, да и облегчению такого труда в целом... Но, есть и контраргументы: многие считают, что лазер повреждает древесину.
Вот такую длинную историю имеет паркетное производство. Зародившись в Европе и завоевав популярность в России, деревянное покрытие и по сей день пользуется огромной популярностью!