Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?

Фото для хорошего настроения из личного архива автора
Фото для хорошего настроения из личного архива автора

Блок орфографии (задания 9-15) является для большинства одиннадцатиклассников самым сложным. Сегодня поговорим о задании 9, проверяющем умение школьников различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся безударные гласные. С последних, пожалуй, и начнём.

Первая сложность заключается в том, что корней с чередующимися гласными очень много. Чтобы они лучше усваивались, предлагаю раскладывать их по полочкам и учить сразу группами.

1. Корни, где чередование зависит от ударения: ГАР//ГОР, КЛАН//КЛОН, ТВАР//ТВОР, ЗАР//ЗОР, ПЛАВ//ПЛОВ

2. Корни, где чередование зависит от последующей согласной: ЛАГ//ЛОЖ, СКАК//СКОЧ, РАСТ//РАЩ//РОС

3. Корни, где чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса А (самая объёмная) группа: КАС//КОС, МИР//МЕР, БИР//БЕР, ПИР//ПЕР, ТИР//ТЕР, ДИР//ДЕР, СТИЛ//СТЕЛ, БЛИСТ//БЛЕСТ, ЖИГ//ЖЕГ, ЧИТ//ЧЕТ

4. Корни, где чередование зависит от лексического значения: МАК//МОК, РАВН//РОВН

5. Отдельной группой выделяю чередования ИМ(ИН)//А(Я) - например, понИМать/понЯть, начИНать/начАть. Такого рода слова часто встречаются в 9 задании, и ученики, не знакомые с 5 группой (а о ней что-нибудь есть в школьных учебниках?), пытаются проверить ударением правописание гласной И - зажИмать - зажИм, снИмать - снИмок (да что там про снИмок говорить, некоторые и зАрю пытаются проверить словом зОри, и загОрать - словом загАр, хотя про ЗАР//ЗОР и ГАР//ГОР что-то слышали).

Вторая сложность в том, что многие корни с чередованием имеют корни-омонимы, которые выглядят точно так же, но имеют другое значение. Свеженький пример: пришёл вчера новый ученик и в качестве ряда, где во всех словах пропущена чередующаяся гласная, выбрал ПЕРЕК...СИЛО (крышу), Г...РИСТЫЙ, ПРИМ...РЯТЬ (платье). Чтобы этого не произошло, необходимо проговаривать значение коней с чередующимися гласными, например:

корень ГОР//ГАР близок по значению к "горячему", "горящему", значит, в словах г...ристый (гОры), г...ревать (гОре) гласная не чередующаяся, а проверяемая;

корень КОС//КАС имеет значение "дотрагиваться до чего-то", следовательно, слова перек...сило (крышу), сенок...силка, (длинная) к...са к чередованию отношения не имеют;

самая большая путаница в головах школьников, на мой взгляд, связана с корнем МИР//МЕР, поскольку он имеет сразу два омонима МИР (приМИРять врагов, сМИРиться с обстоятельствами) и МЕР (приМЕРять платье). Сам же корень МИР//МЕР не связан ни с миром, ни с примеркой: его значение - "неподвижность, статичность" (заМИРать/заМЕРеть, уМИРать/ уМЕРеть).

Простой способ убедиться, что перед нами именно чередование, - подобрать пару к слову: предпринИМатель - предпринЯть, кАсаться - кОснуться. Если ученик воспользуется этим способом, он увидит, что в однокоренных словах к слову Р...СИСТЫЙ (росы, росинка) нигде не появляется буква А, значит, в этом слове нет чередующейся гласной.

А теперь попробуем выполнить задание 9. Вопрос школьникам:

В каких рядах во всех словах пропущена безударная ЧЕРЕДУЮЩАЯСЯ гласная корня?

1) Об...регаемый, покл...ниться, пор...вну

2) Выр...щенный, к...согор, пл...вец

3) Поч...нить, изм...рять, отр...слевой

4) З...рница, переск...чить, непром...каемый

5) Подж...гатель, расст...лю, обн...мать

Если вы готовите(сь) к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:

Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев

Учимся формулировать проблему двумя способами

Учимся писать комментарий

Как сформулировать позицию автора?

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Откуда ноги растут у формулировки "автор ставит проблему" и является ли она единственно верной?

Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:

сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках

сочинение по тексту С. Мизерова о юношеской мечте.

сочинение по тексту В. Дудинцева "Встреча с берёзой"

сочинение по тексту В.Драгунского "Он упал на траву" (про лопаты)

О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.