Найти тему

Стиль Наполеона 3

Стиль Наполеона 3
Стиль Наполеона 3

Император Луи Наполеон Бонапарт правил Францией 18 лет – с 1852 по 1870 годы. Стиль, который назван в его честь, начал формироваться с 1844 года, после Французской Промышленной Выставки. Его также называют стилем Второй империи.

мебель в стиле Наполеона 3
мебель в стиле Наполеона 3

Интерьер в стиле Наполеона III отличается богатым декором, тщательно проработанными орнаментами, украшающими не только мебель, но и любые большие поверхности. Декораторы Второй империи придавали помещениям внушительный вид за счет крупных и пышно оформленных элементов, таких как камины, зеркала, торшеры, люстры и канделябры. 

Великолепный мраморный камин на заказ в стиле Наполеона III
Великолепный мраморный камин на заказ в стиле Наполеона III

Красивое старинное зеркало с перегородками в стиле Наполеона 3
Красивое старинное зеркало с перегородками в стиле Наполеона 3

Помимо этого, во внутреннем убранстве интерьеров часто присутствовали мотивы атлантов и кариатид, что стало синонимом роскоши.

Богатство во всём – в материалах, декоре, фантазии декораторов, – так можно охарактеризовать в двух словах стиль Второй империи. Это было время смешения стилей, когда мебель могла быть украшена металлической мозаикой в стиле Андре-Шарля Буля, салон оформлен в стиле Людовика XV, а столовая – в стиле Генриха II (период расцвета Эпохи Возрождения).

Тон для интерьеров в стиле Второй империи задает мебель, сделанная в манере Людовика XVI-Императрицы. При ее создании мастера черпают вдохновение в работах таких мастеров-краснодеревщиков, как Вейсвеллер, Ризнер и Карлен, и добавляют некоторые элементы, присущие стилю Людовика XVI. Впервые такую манеру исполнения мебели широкая публика увидела на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1867 году.

Работа Вейсвеллера
Работа Вейсвеллера

В эпоху Наполеона III известность получили работы многих мастеров, среди которых стоит упомянуть поставщика мебели для императорского двора Бёрделе, поставщика Императрицы Фурдинуа и других – Белланже, Креме, Гроэ, Дьель, Дассон, Сормани и Линке. Все они пользовались большой популярностью. Некоторые краснодеревщики снабжали мебель механическими элементами, некоторые специализировались на создании небольших предметов мебели, изюминкой которых были колесики, благодаря которым их можно было легко перемещать. Часто можно было встретить и целые комплекты лакированной мебели, украшенные росписью с цветочными мотивами.

стол-бюро, мастер Альфред Бёрделе, XIX век
стол-бюро, мастер Альфред Бёрделе, XIX век

Прогресс не стоял на месте, внедрялось в жизнь множество технических инноваций, создавались новые машины, благодаря которым можно было создавать на мебели высококачественные рисунки, шлифовать мрамор и многое другое. Появилась более дешевая чугунная мебель, был изобретен картон, с помощью которого можно было имитировать дорогую лепнину, в ювелирном деле стали применяться серебрение металла и гальванопластика. Всё это сделало доступным для простых людей то, что раньше могли себе позволить лишь богатые семейства.

Обобщая, можно сказать, что стиль Наполеона III сочетает в себе избыточность форм с обилием декора и натуралистическим представлением человеческого тела, как, например, у одного из лучших скульпторов Второй империи Жана Батиста Карпо.

Мебель в стиле Наполеона 3
Мебель в стиле Наполеона 3

Развитию искусства в большой степени способствовала принцесса Матильда Бонапарт, которая страстно увлекалась живописью. Ей принадлежал художественный салон на улице Курсель. В числе ее гостей были Карпо, Гаварни, Доре, Марселло, Лами, Ройбе и другие.

Стул в стиле Наполеона 3
Стул в стиле Наполеона 3

Государство снабжало художников Салона заказами и активно скупало те произведения, которые не нарушали привычных канонов. Однако для тех художников, чьи работы не получили одобрения приемной комиссии официального Парижского салона, в 1863 году по инициативе Наполеона III был открыт Салон отверженных.

В период Второй империи существенно изменился и сам Париж. Под натиском барона Османа, отвечавшего в то время за градостроительную политику, в городе появилось много новых проспектов и домов, что позволило талантливым архитекторам и декораторам проявить богатое воображение и существенно обновить городскую архитектуру.