Найти в Дзене

ЕГЭ по русскому языку. Задание 20: какие в нём ловушки и как их избежать?

Оглавление

В задании 20 проверяют, знаете ли вы правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Это значит, что в предложении будет как минимум три грамматические основы (часто их больше!).

Как выглядит задание?

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

Что сделать в первую очередь?

1) Выделите все грамматические основы, чтобы понять, сколько частей в предложении.

2) Задайте вопросы, чтобы найти все слова, которые подчиняются каждой из грамматических основ. Так вы правильно определите границы частей предложения и не поставите запятую раньше времени.

Особое внимание при разборе обратите на союзы: они встречаются при однородных членах и на стыке частей сложного предложения - перед ними может понадобиться запятая. Выделите их все, чтобы ничего не пропустить.

3) Разберите, как между собой соотносятся части предложения: какая главная, какая придаточная, как они связаны между собой. Чтобы не запутаться, нарисуйте схему.

На что обратить внимание?

Чтобы повысить сложность и проверить, действительно ли вы разобрались в этой теме, составители расставляют несколько ловушек. Иногда они встречаются все вместе, иногда - по отдельности. Собрали их для вас и написали, как в них не попасть.

Ловушка #1. Стык союзов

Стык союзов есть практически в каждом задании этого типа. Чаще всего он выглядит так: сочинительный союз (практически всегда “и”) + подчинительный (если, как, пока, когда, хотя и др.). Другие варианты: подчинительный союз “что” + другой подчинительный союз (если, когда, пока, как, хотя…).

-2

Выглядит это так:

-3

Разобраться с таким проще простого. Определите границы придаточного предложения - часто это следующее место постановки знака. В данном случае граница придаточной части находится на цифре 3.

И - внимание! - если там есть еще один союз или соотносительное слово (чаще всего это “то”, но иногда встречаются “но”, “однако” “так”, “тогда”), то запятую на стыке союзов мы не ставим. Если ничего такого нет, то смело ставим запятую.

-4

В этом предложении соотносительное слово “то” есть, значит, запятая на месте цифры 2 нам не нужна. Вот настолько это просто :)

Исключение: сочетание и поэтому.

-5

На месте цифры 4 запятую не ставим, так как “поэтому” в таких предложениях выступает в качестве наречия, а не союза.

Ловушка #2. “Спрятанный” союз

Союзное слово “который” отодвигают от предположительного места постановки запятой:

-6

Делимся ещё одним лайфхаком . Опыт показывает, что запятая ставится всегда. Если переживаете, перепроверьте себя: выделите грамматические основы и определите границы каждой части (о том, как это сделать, мы рассказывали в начале статьи).

-7

Убедитесь, что это разные части предложения. Поскольку между ними не сочинительная, а подчинительная связь (о чем нам говорит союзное слово “которых”), запятая ставится 100%.

Если на придаточном с союзным словом “который” предложение не заканчивается, и за ним есть еще одна грамматическая основа, не расслабляйтесь. Проверьте, нет ли там однородной связи, чтобы верно поставить вторую запятую.

Ловушка #3. Однородная связь между частями сложного предложения

Притормозите, когда увидите в предложении “и” и “или”. Если союз не повторяется и соединяет однородные части сложного предложения или однородные члены, запятая перед ними не нужна. Если однородной связи нет, запятую ставим.

-8

Чтобы не допустить ошибки, нужно понять логику предложения. Для этого выделите грамматические основы и определите, какие части соединены сочинительным союзом. В этом поможет схема предложения или вопросы.

-9

Сочинительным союзом соединены две части: “что достигну желаемой цели” и “что оправдаюсь в глазах тех”. К ним обеим мы задаем одинаковые вопросы от главной части “я иду вперед с верой” (верю во что?). Запятая не нужна: это однородные части предложения.

Разберем другой пример:

-10

Действуем по той же схеме, чтобы понять, нужна ли запятая перед “и”. Выделяем грамматические основы. Ищем, что соединяет союз - это части “На закате пошёл дождь ” и “незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени”. Никакой однородности нет — это сложносочиненное предложение. Запятая нужна.

Нас пытались отвлечь, поместив между этими частями придаточные предложения. Чтобы не путаться, вы можете “вынимать” из предложения все лишнее или переставлять части местами.

Советы для успешного выполнения задания 20

  • Выделите все грамматические основы (их 3 или больше) и определите границы частей предложения. Для этого найдите все второстепенные члены каждой части. Это поможет не поставить запятую раньше времени.
  • Нарисуйте схему, чтобы понять, как части соотносятся между собой: где главная, где придаточная, как они связаны.
  • Особое внимание обращайте на союзы. Найдите, что они связывают. Это могут быть однородные члены или части предложения — от этого зависит постановка знака.
  • Когда видите стык союзов (и если, что хотя и т.д.), ищите в тексте дальше «то», «но», «однако», «как». Если ничего такого нет, запятая нужна, если есть — не нужна.
  • В сочетании «и поэтому» запятая не нужна.
  • Где-то рядом со словом «который» (необязательно прямо перед ним) точно должна стоять запятая. Помните об этом, когда решаете задание 20.
  • Чтобы не запутаться в многочисленных деталях, убирайте из предложения все лишнее или переставляйте части местами. Так гораздо проще разобраться, что с чем связано и что к чему относится.

Подписывайся на канал, чтобы не упустить полезные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, ведь до экзаменов остается меньше трёх месяцев.

Читай также: 16 полезных ресурсов для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку