Рассматривая портреты милейших созданий, казненных вместе с родителями и братом княжон Романовых, я невольно замечаю в чертах их миловидных лиц нежность и доброту, веселый нрав и настоящее царское достоинство, ум и силу характера. А еще на всех фотографиях великие княжны изображены в красивых нарядах, украшенные изысканными драгоценностями.
Нет, они не были избалованы роскошью, хотя, бесспорно, были ею окружены. Матушка этих очаровательных девушек, императрица Александра Федоровна, урожденная Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, серьезно взялась за воспитание пятерых детей.
Проявляя нужную строгость, родители ни в коей мере не обделяли девчонок и младшего сына любовью. Однако все были с детства приучены к труду, прилежному учению, ни минуты не сидели без дела. В повседневной жизни дочери Николая Второго носили довольно сдержанные, но элегантные наряды.
Большую часть драгоценностей царская семья Романовых заказывала у фирмы Карла Фаберже и еще одного семейного предприятия потомственных ювелиров – «Болин К. Э». Этот дом также являлся поставщиком драгоценностей для двора Его Императорского Величества.
С раннего детства Александра Федоровна прививала княжнам тонкий вкус. И для девчонок, как и для малышки Анастасии, наиболее подходящими украшениями стали аристократичные колье из белоснежного жемчуга, дополненные такими же миниатюрными перлами – сережками. Символ свежести, юности, чистоты и благородства.
Старшая из четырех сестер, княжна Ольга, больше прочих девочек была похожа на отца. Добрая и душевная, в то же время, она имела довольно горячий нрав. Открыто высказывала свое мнение и проявляла смелость, возражала отцу и матушке.
Но прекрасное воспитание и время научили Ольгу владеть неуемной вспыльчивостью. Она была совершенно лишена тяги к богатству, а свои первые личные деньги потратила на лечение мальчишки из народа, который мог передвигаться только на костылях.
Ольга предстает перед нами из тени прошлого в изысканных миниатюрных бриллиантовых серьгах, с длинным жемчужным ожерельем и тончайшими золотыми браслетами.
Старшие сестры всегда держались вместе, их неслучайно прозвали «большой парой», в отличие от «малой пары» двух других младших девочек. Татьяна ближе всех была к матери, она отличалась серьезностью, внутренним стержнем и недюжинным талантом настоящего руководителя. В годы Первой мировой войны Ольга и Татьяна вместе с царственной родительницей трудились в качестве сестер милосердия в обычных госпиталях. И Таня сокрушалась, что ее не пускают на самые тяжелые операции, помогать хирургам.
Татьяну украшало такое же, как у остальных сестер, жемчужное ожерелье. Лаконичные драгоценные серьги и пара золотых изящных браслетов. Никакой помпезности, излишнего расточительства. В бриллиантах можно было сиять на балах, но не в повседневной жизни.
Красавица с огромными глазами цвета неба, княжна Мария, отличалась спокойствием и особой душевностью, искренне интересовалась жизнью простых людей. Проходила обучение в специальной школе для сестер милосердия и возилась с ребятишками. Ее бездонные глаза называли «Машкиными блюдцами». Конечно, Мария с ранних лет присматривала за младшей сестренкой и невольно становилась участницей ее забав.
Будучи уже взрослой девушкой, Мария Николаевна надевала золотое колье со сверкающими кристаллами. А лиф ее платья украшала изысканная брошь в форме фантазийного цветка. Серьги – по-прежнему миниатюрные пусеты.
Младшенькая Анастасия была обладательницей чудесных золотистых волос и голубых глаз. Княжна росла настоящей проказницей, обожала творческие занятия, особенно домашние спектакли. В них принимали участие все девочки, нередко развлекая домашних, особенно в ссылке.
Кроме традиционного для всех княжон, благородного жемчуга, Анастасия украшала белую блузку сверкающей цепочкой с довольно крупным кулоном из самоцветов, напоминающим сочную гроздь спелых ягод. Скоро наступит очередное торжество, когда вся семья облачится в роскошные, подобающие случаю, торжественные наряды. А на лифах роскошных платьев девочек будут сиять дорогие, усыпанные бриллиантами броши.