На фоне ситуации с китайским коронавирусом рынки не заметили даже Brexit, не то что вспомнить 1997 год. Как всё начиналось в 1997 году. 26 октября 1997 года обвал начался также азиатских рынков. Обвалился индекс NIKKEI. Это привело к тому, что капитал массово побежал с развивающихся рынков. Поскольку у России была хорошая закредитованность, массовый отток нерезидентов привёл к дефолту 1998 года.
С тех пор мы стали умнее и отслеживаем долю нерезидентов в российских гособлигациях и на рынке в целом. А американские санкции нам только в помощь. Вот только полной идентичности истории вряд ли получится.
На фоне коронавируса все забыли про торговые войны США и Китая. Хотя США дали понять, что на выполнение договорённостей коронавирус не влияет. На этой неделе как и в 1997 году начался обвал на китайском фондовом рынке. За ним стали проседать и все мировые рынки. Пошли вниз цены на сырьевые товары. А следом повалились все развивающиеся рынки как в 1997. Потому что, что греха таить, развивающиеся рынки –это сырьевой придаток развитых экономик. Только сырьё разное, где-то природные ресурсы, где-то трудовые.
На этот раз нашей слабой точкой является не высокая закредитованность, а зависимость от цен на нефть и сырьевые товары. Цена на нефть уже начала падать. Она легко может приблизиться к опасной черте 47$ за баррель. Возможно, на срочном заседании ОПЕК+ будет заключено соглашение на ограничение поставок, но вряд ли цены на нефть будут высокими.
Уже сейчас можно сказать, в этом году Китай не достигнет планируемого роста -5,9%, а вместе с ним и глобальная экономика планируемых 2,5%. О разговорах про слабое восстановление экономического роста можно забыть. Цены на нефть и сырьевые товары ползут вниз. В России могут возникнуть кризисные явления и достижения нулевого экономического роста может стать возможным только при условии плавной девальвации. Кстати, новый прогноз Минэкономразвития предполагает ослабление рубля до 68 рублей к доллару.