Другие публикации этой серии:
ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть первая.
ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть вторая.
НА РУИНАХ ГОРОДА БОГОВ. часть первая.
НА РУИНАХ ГОРОДА БОГОВ. часть вторая.
Мы вышли за границы крепостных стен. Перед нами находится религиозный комплекс, который сделал Дион священным городом, сначала Македонии, а затем и всей Эллады. За стенами города находились: несколько храмов Зевса, храмы Деметры, Изиды, Асклепия, стадион и театры.
Расположение святилищ за городскими стенами объясняется очень просто. Во время проведения ежегодных религиозных праздников в Дион стекались тысячи гостей, и разместить всех в ограниченном стенами города периметре было нереально. В течение всего года в храмы шли паломники, которым надо было, где то жить. Постоянные жители города вовсе не горели желанием допускать толпы чужаков к себе «домой», города-государства Греции, были весьма закрытым обществом. Поэтому храмы и их вспомогательные помещения занимали большую площадь, где, кроме всего прочего, было место для жизни паломников. Храмовая территория считалась священной, а участок земли, посвященный, тому или иному богу, назывался «теменос».
По свидетельствам современников, во времена эллинизма, религиозный комплекс Диона входил в число наиболее почитаемых мест Греции, разделяя его с Дельфами и Олимпией. Местные храмы могли поспорить со своими знаменитыми соперниками и количеством паломников, и роскошью, и богатством, и влиянием. Говорили даже, что когда боги спускались с Олимпа в мир людей, то жили они именно в Дионе. Что же от всего этого великолепия сохранилось до наших дней? К сожалению, не так уж много!
КЛАДБИЩЕ
Мы начнем с самого грустного, но, увы, неизбежного элемента нашей жизни, с кладбища. Захоронения немало рассказали историкам о предыдущих эпохах. Самые старые памятники кладбища города Дион принадлежат к V в. до н.э., самые поздние к V в. н. э., 10 веков существования города, немалый срок! За пределами кладбища, в разное время, было найдено несколько гробниц, но они дошли до нас уже разграбленными. Некоторое количество памятников представлено в археологическом музее.
В середине кладбища находилась церковь, построенная в начале V века. Церковь имела три нефа, проще говоря, ее прямоугольное внутреннее помещение делилось по длине рядами колонн на три части. Центральный неф имел мозаичный пол, под которым были обнаружены захоронения. Позднее к начальному зданию были пристроены зернохранилище и сокровищница.
СВЯТИЛИЩЕ ДЕМЕТРЫ
Почти прямо напротив современного входа на раскопки городской застройки находится святилище Деметры. Это была одна из наиболее почитаемых олимпийских богинь, ведь именно она покровительствовала земледельцам и даровала высокие урожаи. В более широком смысле, это «Великая мать», порождающая всё живое и принимающая в себя умерших, «благая богиня», хранительница жизни, богиня плодородия. Одновременно, она, как и Геката, покровительствовала колдовству и защищала от последствий враждебного колдовства.
Ее святилище, одно из старейших и одно из самых важных. Оно было окружено стеной, за главными воротами, ведущими на улицу, стояли два однотипных здания, ориентированные фасадом на восток, размерами 11х7 метров. Храмы дорического ордера, были построены в IV веке до н.э., для замены ранее существовавших сооружений VI в. до н.э. Чтобы легче было представить эти постройки, можно сказать, что в дорическом ордере (стиле), был создан Парфенон.
Предшествующие здания VI в. до н.э. имели планировку мегарона, т.е. были прямоугольной постройкой, которая имела на переднем фасаде один ряд колонн, далее шла крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны в торце, и, еще дальше располагался зал с очагом в центре. Построены здания были из камней и необожженного кирпича. Внутри находились многочисленные статуи, остатки одной из которых, найдены во время раскопок. В восточной части святилища располагались жертвенники.
Около храмов, посвященных Деметре, находились небольшие, в одно помещение, храмы богов земли. Внутри маленького помещения стояла статуя божка, перед которой был установлен каменный «культовый стол», жертвенник. Здесь молились о хорошем урожае, а на «столы» приносили в жертву первые плоды нового урожая.
В общий комплекс святилища Деметры входил небольшой храм, посвященный ее дочери Персефоне, жене повелителя греческой преисподней, Аида. Ее культ, был связан с плодородием, обновлением растительности и сменой времен года.
Важную роль в поклонении Деметре играла вода, ведь древние греки прекрасно знали, что без нее невозможно вырастить урожай, и вообще нет жизни. Рядом с ее храмом, внутри построенной из камня ограды, находился колодец, сооруженный в одно время с храмом. Кроме того, на территории святилища найдено еще два колодца, стенки которых были укреплены глиной.
Содержание колодцев в порядке, входило в обязанности жриц святилища, чистая вода из священных колодцев требовалась для проведения ритуалов. Паломники получали в храме емкости со священной водой, которая должна была быть доставлена на поля, огороды или сады, чтобы заручиться покровительством Деметры. Разумеется за некоторую мзду, точнее, за принесенную богине жертву.
Святилище Деметры – самый древний, из известных к настоящему времени в Македонии, храмов. Результаты раскопок говорят о том, что в VI в. до н.э. оно уже существовало, но пока неизвестно, когда оно появилось. Одна из находок на его территории - микенская гемма, датируется XIV-XV в. до н.э. Существование храма Деметры продолжалось до IV в. н.э.
СВЯТИЛИЩЕ АСКЛЕПИЯ
Если пройти от города чуть дальше, то мы увидим, что недалеко от храма Деметры, находилось небольшое святилище Асклепия. Оно существовало с IV-III в. до н. э., связь между двумя культами прослеживается и в других исторических местах Греции. Это вполне понятно, оба небожителя служили торжеству жизни, хоть и каждый по-своему.
Асклепий - сын Аполлона, бог медицины. Один из немногих богов, который добился всего сам, стал велик не в силу своего изначально божественного происхождения, а получил божественность как признание его заслуг целителя. Его храмы называли асклепионами, а его жрецов асклепиадами.
Кстати, «отец медицины» Гиппократ, тоже один из асклепиадов. Он и в Македонии бывал, в частности, лечил царя Пердикку II, его сын Фесалл занимал должность лейб-медика у царя Архелая, а его правнук, Гиппократ IV, состоял на службе у Александра Македонского в качестве личного врача его супруги Роксаны, так что асклепиадам дионского храма было, у кого учиться.
При асклепионе существовало помещение для больных, «стационар», сказали бы наши врачи. Лечение начиналось с того, что больного усыпляли, возможно, с использованием препаратов «расширяющих сознание». Проснувшись, пациент делился с асклепиадами своими снами, которые занимались их толкованием, и, на этой основе назначали лечение. Пациенты, иногда, даже выздоравливали, причем ничуть не реже, чем у современных врачей.
Греческая медицина практиковала весьма широкий набор способов лечения. Широко применялось траволечение и различные виды массажа, лечебная гимнастика и питание, «диета» слово греческого происхождения. Общеизвестно, что греки уделяли огромное внимание гармоничному развитию личности, в том числе и физическому здоровью. ЗОЖ был тогда популярен, пожалуй, даже сильнее чем сейчас, впрочем, нарушался он ничуть не реже и с ничуть не меньшим энтузиазмом!
В сложных случаях асклепиады решительно применяли хирургическое вмешательство, делая порой весьма сложные операции. В археологическом музее Диона хранится найденный при раскопках набор хирургических инструментов.
Отдельно стоит упомянуть водолечение, его активно применяли во всех асклепионах, а уж в Дионе, где воды стекали с вершин священной горы Олимп, сам Зевс велел. На фото выше священный источник, теперь превратившийся в озеро – один из обязательных атрибутов культа Асклепия.
Если находясь у развалин святилища Деметры или Асклепия посмотреть на Олимп, то, кроме величественных гор мы увидим, находящийся на их фоне античный театр, к нему мы и направимся.
Другие публикации этой серии:
ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть первая.
ГОРОД БОГОВ У ПОДНОЖИЯ ОЛИМПА. часть вторая.
НА РУИНАХ ГОРОДА БОГОВ. часть первая.
НА РУИНАХ ГОРОДА БОГОВ. часть вторая.