Только мы обрадовались, что рубль пошел в рост и начали ждать снижения цен на качественные импортные товары, как пришла эпидемия коронавируса в Китае. В таких условиях иностранные инвесторы стали выходить из рисковых активов, к коим относятся и рублевые. Это нормальное явление – доллар он всегда долларом останется, и лучше заработать чуть-чуть, чем рисковать потерять много. Так думает подавляющее большинство крупных мировых инвесторов. Те, кто думает по-другому, из категории инвесторов очень быстро переходят в разряд безработных.
И рубль посыпался. Только за прошлую неделю к доллару российская валюта ослабла на 2,7%. Да, во многом падению рубля способствовал обвал нефти, продажа которой дает более половины доходов бюджета.
Но есть и еще один фактор, который уронил рубль, - это бюджетное правило. Напомним, суть его заключается в выкупе с рынка Банком России для Минфина «лишней» валюты, которая образуется в результате превышения рыночных цен на нефть заложенного в бюджете уровня.
В январе и первой декаде февраля ЦБ должен откупать с рынка ежедневно валюты на 21 млрд руб. Это огромная сумма, примерно 10% оборота евро и долларов на Московской бирже. Вроде бы 10% – не очень много. Но на самом деле на валютных торгах очень много спекулянтов, которые покупают и продают валюту несколько раз в день. Поэтому, если учесть только чистые, не спекулятивные покупки, то на долю ЦБ приходится никак не меньше 30% реально закупаемой валюты.
Когда власти пиарили бюджетное правило, нам говорилось, что покупка валюты поможет не только накопить резервы на случай кризиса, но и понизить зависимость колебаний рубля от цены нефти. То, что накопление резервов приносит нашей экономики лишь убыток, мы уже рассказывали: В чей карман уйдет Фонд национального благосостояния?
Но и второе утверждение о некой стабилизации рубля оказалось полной глупостью, что мы и увидели на примере прошлой недели. Ну о какой стабильности и тем более рыночном курсе можно говорить, если каждый месяц с рынка власти скупают валюту? В один месяц больше, в другой меньше...
Кстати, это давление на рубль сильно ослабится со следующей недели: цены на нефть в январе грохнулись и ЦБ будет скупать валюту с рынка ка минимум в два раза меньших объемах, чем сейчас.
Учитывая, что завтра-после завтра пройдет заседание мониторингового комитета ОПЕК+, что-то хорошее в пользу роста цен на нефть мы услышим. Поэтому покупать валюту на среднесрочную перспективу сейчас не стоит.
Если наши прогнозы не оправдаются и рубль продолжит падать, то последствия могут быть катастрофичными. Дело в том, что сейчас треть выпусков ОФЗ находится в руках иностранных инвесторов, которые считают свои доходы в долларах и евро. Чем слабее будет рубль, тем меньше доходов получат нерезиденты.
Риск состоит в том, что в какой-то момент они просто начнут распродавать ОФЗ, конвертировать рубли в деньги и выводить их на родину. При таком раскладе рубль может улететь не на 2%, а процентов на 20-30. Пока, к счастью, активных распродаж рублевых бумаг не наблюдается.
Так какую же цель, кроме накопления резервов, преследуют власти, стремясь опустить рубль? Главная задача – получить как можно больший рублевый доход от продажи наших сырьевых ресурсов (практически ничего другого у нас не покупают), чтобы эти рубли кинуть как подачку наиболее обнищавшей категории граждан.
Результаты такой политики налицо: рост экономики темпами втрое ниже среднемирового уровня, продолжающееся снижение доходов населения, недоступность для большинства людей качественных товаров.
Хотя масштабного голода в нашей стране пока удается избежать. Спасибо и на этом...