Поза Мыслителя известного скульптора Родена представляет из себя человека, который сидит, согнув спину и голову, подперев рукой подбородок. Вся его поза отражает сосредоточенность, сконцентрированность, уход в себя, - так на невербальном языке мы воспринимаем эту позу.
Но на самом деле в такой позе невозможно продуктивно мыслить, думать. Эта поза чрезмерного контракшна, напряжения, когда все мышцы напряжены, и соответственно, перенапряжена система мышления. При таком состоянии мозг способен только зацикливаться, пережевывать, застревать, но не думать полноценно, творчески, широко, быть способным найти ответ на вопрос.
Всем нам свойственны такие состояния, когда какая-то тревожащая нас проблема не отпускает, и мы начинаем «гонять» ее в своей голове, по-просту зацикливаемся. И, как только перестаем думать о проблеме, отвлекаемся, бросаем это выматывающее занятие со словами: «да и ладно…», решение вдруг возникает само собой, из ниоткуда. Но на самом деле, мы просто сняли перенапряжение, переключились, расслабились и сменили позу.
Исследования Г.Шульмана и М.Рэйчела показывают, что человек на самом деле думает в более бессознательном режиме, когда достаточно расслаблен и его внимание отвлечено от предмета анализа. Главное мышление происходит тогда, когда наш мозг не решает каких-либо сознательных задач, когда он находится в покое. Я об этом факте узнала еще в начале 2000-ых годов от своего преподавателя психологии Галина, который работал с одаренными детьми в физико-математической школе и через письменные практики буквально спасал их от умственного перенапряжения, сопровождавшегося стойкими отрицательными психическими состояниями. Еще тогда, до графологии, зародилась моя любовь к письменной терапии.
Если перевести позу Мыслителя Родэна на язык почерка (на графологический язык), то почерк человека, который излишне сконцентрировался и зациклился на мыслительных процессах, будет напоминать частокол, письмо станет угловатым, резким, параллельным. Процессы напряжения не позволят руке писать гибко, плавно, мягко. Почерк ужесточится, потеряет пластичность, снизится его скорость. Возникнет однообразие форм букв и связок, как отражение повторения одного и того же мыслительного процесса, без возможности подумать по- другому, посмотреть со стороны. Почерк зациклится, как и мозг, как и тело.
Возвращаясь к Мыслителю Родена, то можно пофантазировать и представить себе, что когда он устанет так сидеть и "думать", а начнет хотя бы ходить по комнате или пойдет погулять на улицу, решит поплавать в бассейне, либо займется графотерапией (начнет записывать свои мысли, сделает графотерапевтические упражнения), процесс его мышления станет намного продуктивнее, и решение проблемы возникнет само собой. Но это при условии, что его целью не было длительно производить сам процесс думания, без нахождения решения. Ведь многие люди любят думать, что они думают.