Английского живописца, портретиста, гравёра, рисовальщика Томаса Гейнсборо можно отнести к национальным гениям. И это не умаляет его значения в мировой живописи, напротив, даёт возможность взглянуть на созданные им сюжеты, образы под особым углом, сопоставить полученные впечатления от собрания картин с современным опытом, знаниями, представлениями, с тем чтобы попытаться постичь в искусстве ещё одну немаловажную грань.
Выставку работ Томаса Гейнсборо организовал ГМИИ им. А.С. Пушкина (с 3 декабря, 2019 г. по 1 марта 2020 г.) и, надо сказать, её организация была довольно сложной, так как, устроителям пришлось договариваться с одиннадцатью музеями Великобритании, держателями полотен, но тем прекраснее получился результат.
Экспонируемые произведения состояли из трёх основных частей или направлений, в которых работал художник: портретная живопись, пейзажи, рисунки, причём, в портретной живописи выделены, так называемые, «разговорные портреты», представляющие собой жанровые сценки на фоне природы, когда персонажи непринуждённо общаются между собой, безмятежно музицируют.
Одним из таких групповых «разговорных» портретов можно назвать большое полотно под названием «Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа», время написания: около 1750 г. В сопроводительном пояснении к картине говорится: «На портрете представлены джентльмены из графства Северный Эссекс: Питер Дарнелл Милмен (вероятно, заказчик картины), играющий на флейте Чарльз Крокатт и Уильям Кибл». Лица джентльменов обращены к зрителю и каждый из них при внешне сходных чертах — высоком росте, явно благородном происхождении, некоторой изнеженности, ухоженности, элегантности — наделён сугубо индивидуальными чертами, раскрывающими, в свою очередь, характеры персонажей.
Так, о Питере Дарнелле Милмене, вероятном заказчике картины, можно судить как о натуре властной, в чём-то даже воинственной, на что указывает не только его поза, несколько вызывающая, крепко сжатая трость в руке, бонапартистски заложенная в жилет кисть правой руки, красный цвет жилета, надвинутая на лоб треуголка, но и прямой, серьёзный взгляд зрелого мужа, готового совершить и уже совершавшего в своей жизни важные, ответственные поступки, что и выдвинуло его на картине, наряду с фактором заказчика, на первый план.
Второй персонаж Чарльз Крокатт, играющий на флейте, выглядит менее цветущим, о чём говорят набрякшие мешки под глазами, одутловатость лица. Возможно поэтому, художник расположил его в середине и чуть ниже других джентльменов, а, чтобы скрыть болезненную внешность, изобразил играющим на флейте, словно подчеркнул целительное воздействие музыки на душу и тело.
Третий герой портрета Уильям Кибл предстаёт безусловным романтиком. Мечтательный, даже отрешённый взгляд, задумчивое выражение лица, расслабленная поза. В этом джентльмене можно угадать черты самого художника, тоже любившего музыку и игравшего на многих музыкальных инструментах. О мечтательности, увлечённости магическими звуками флейты, духовности Уильяма Кибла свидетельствует сдвинутая на затылок треуголка, обнажённый, высокий, чистый лоб, едва удерживаемая в правой руке трость, покойно лежащая на коленях раскрытая ладонь другой руки, расслабленно опущенные плечи. В чертах его лица улавливается сходство с первым персонажем, что лишь подтверждает разнохарактерность этих двух джентльменов, пусть и совместно проводящих досуг.
И ещё на одну особенность следует обратить внимание во всех жанровых портретах Томаса Гейнсборо — изображение пейзажа. Как утверждают искусствоведы Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина,
«ранние пейзажи Гейнсборо были вдохновлены произведениями голландских живописцев, но впоследствии влияние детализированных и точных голландских пейзажей уступило место образцам французских и итальянских мастеров. Наиболее значительным лондонским наставником Гейнсборо стал представитель французского рококо Юбер-Франсуа Бургиньон, известный под псевдонимом Гравло. <…> именно у Гравло он перенял элегантную рокайльную линию».
Эта рокайльная линия — тонкая, витиеватая, изящная, лёгкая, — давшая название стилю «рококо» (уменьшительное от фр. «roc» — камень), встречается у Гейнсборо во многих его произведениях. Пейзаж, на фоне которого изображены упомянутые выше джентльмены, выполнен именно в таком стиле: изящные, мягкие формы деревьев, в плавных изгибах земляной склон, лёгкая, далёкая перспектива с группой светлых, необременительных для неба и прозрачного горизонта облаков.
Основываясь на мнении искусствоведов и живом впечатлении от произведений, показанных на выставке, можно заключить: соединение реалистического изображения национальных образов с пейзажами природы в европейском стиле, в том числе, французским «рококо», и положило начало той, безошибочно теперь узнаваемой английской школе портретного искусства, одним из авторов которой является живописец Томас Гейнсборо.
О других картинах Томаса Гейнсборо здесь
Tags: ГалереяProject: MolokoAuthor: Лаврёнов Павел