На мой взгляд, механизм построения hr-процессов в любой компании в какой-то степени универсален. Каждой компании, будь то маленькая или очень крупная нужно планировать численность, нужны критерии, по которым будет осуществляться поиск кандидатов и понимание эффективных источников трафика, понятная система вознаграждения и так далее.
В чем же тогда отличие? У меня получился следующий список:
1. Скорость принятия решений, в частности по персоналу. Увы чем больше компания, тем больше бюрократии и больше участвующих в согласовании даже самых простых решений. В малом бизнесе решить любой вопрос можно напрямую с первым лицом, как результат, hr-процессы гибкие. Но и порядка в таких компаниях меньше. Все решается «на ходу».
2. Выстроенная организационная структура. В большой компании редко встретишь “кентавра”, в отличии от среднего бизнеса. В малом же бизнесе все делают все. Отсюда и люди нужны «многорукие» и должности изобретаются под человека, а hr строит больше не системы, а решает оперативные задачи и через отношения и личный авторитет.
3. Критерии оценки эффективности. В больших компаниях, как правило, это понятный набор KPI и т.д., в маленькой – это система на бумаге. Решение всегда за директором. Планы корректируются, выплата/не выплата премии решается первым лицом.
4. Управление карьерой. В крупных компаниях есть карьерные лестницы и взвешенный подход к карьерному продвижению, планирование будущей потребности в персонале. В малом же все успехи и неудачи каждого и карьерные взлеты хорошо известны CEO.
5. Управление корпоративной культурой. В малом бизнесе все просто в этом вопросе. Дни рождения, НГ, профессиональные праздники отмечают всем офисом, зачастую всех поздравляет лично ГД. В крупной же компании культурой управляют уже на более осознанном уровне.
Коллеги, а вы что думаете? В чем для вас ключевое отличие систем управления персоналом между большим и малым бизнесом?