Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики моего канала!
Сегодня поговорим о такой достаточно трудной теме в математике как "Порядок действий в выражениях без скобок ".
Дети очень часто путают порядок действий при самостоятельном решении в выражениях из нескольких действий.
Хочу рассказать о способе, который я услышала от кого-то из учителей -практиков начальной школы. Если вы знаете этот способ и знаете автора- напомните мне, пожалуйста, я не помню
Суть его состоит вот в чём.
Это будут ассоциации.Беседуем с детьми о прилёте птиц. Примерно так:
-Ты знаешь, что птички прилетают к нам, на родину весной с юга, чтобы вывести птенцов и научить их летать, добывать себе пищу. А как ты думаешь, что сначала после долгого трудного перелёта будут делать птички- сразу начнут собирать веточки для гнёздышка или сначала подкрепятся- поклюют зёрнышки? (Правильно, сначала надо набраться сил, подкрепиться, поклевать зёрнышки.)
Вот и мы при выборе ,какое или какие действия надо выполнять сначала , вспомним 3 слова " ПТИЧКА ЗЁРНЫШКИ КЛЮЁТ" и выполним умножение или деление, так как они как раз похожи на зёрнышки. Умножение в начальных классах пишется точкой, за исключением решения столбиком.
А потом будем, как и птички, веточки собирать ,т. е. выполнять сложение или вычитание, знаки которых как раз и похожи на веточки.
Единственное, что нужно донести до детей, это то, что нет предпочтения в "зёрнышках"-знаках "умножить и разделить" и "веточках". Они выполняются по порядку слева направо.
Если выражение со скобками, а они идут далее по теме, то первое действие в скобках можно тоже объяснить ассоциацией с теми же птичками. Скобки -это домики-гнёзда птичек, и вся жизнь птенчиков сначала происходит в гнёздышке, пока он не научится летать. Вот и мы будем сначала выполнять действия в скобках. Затем "зернышки", затем "веточки".
В 4 классе , да и в 3 по некоторым программам дети решают примеры из 7-8 действий со скобками и без. К этому времени им уже не надо вспоминать ассоциацию"Птичка зёрнышки клюёт". Но , решая точно по действиям, можно запутаться, какое число брать и из какого действия. Чтобы не запутаться, можно использовать решение по блокам. Блок- это действия с начала примера до плюса или минуса в середине . Внутри блока могут быть 3-4 действия со скобками или без них.
1285 –385 + 282 ∙ 75 :47 + 14472 : 18 ∙ 12 . Например, в данном выражении 2 блока. Плюс между блоками- последнее действие. Обозначим блоки внизу квадратной скобкой, как обозначаем в русском языке основу слова. Решим сначала 1 блок. Затем второй. Результаты подпишем внизу. Затем сложим результат первого и второго блока. А иначе нам придется после всех умножений-делений возвращаться к первому числу, в общем нудно это.
Удачи и здоровья!