Найти в Дзене

Всем писателям и сдающим ЕГЭ посвящается…

Оглавление

Ошибки бывают разные – страшные, опасные. Это не просто громкая фраза, а всеми известный факт! Именно они могут украсть твои заветные баллы, закрыв дорогу на бюджет или вовсе в желаемый ВУЗ. Плохо? Я тоже так думаю, поэтому решила посвятить несколько статей именно этой проблеме.

-2

Чем мы будем заниматься?

  1. Раскроем понятие и основные виды ошибок.
  2. Рассмотрим основные примеры ошибок в каждом виде.
  3. Разработаем памятку как их избежать.
  4. А также каждый получит подарки-«полезняки» по пройденной теме.

Проанализировав несколько своих сочинений, я решила, что начать данный цикл стоит с самых распространенных речевых ошибок – лексических.

Лексические ошибки (далее ЛО) – речевые ошибки, заключающиеся в нарушении точности словоупотребления.

ЛО бывают нескольких видов:

  • «Словосочинительство»;
  • Употребление слова в несвойственном ему значении;
  • Нарушение правил смыслового согласования слов, плеоназмы и тавтологии.

Разберем каждый пункт по порядку.

«Словосочинительство».

НЕ: «скучание», «ихние», «жаждает», «упорность».

А: скука (скучать), их, жаждет, упорство.

Эти ошибки зачастую совершаются из-за волнения. Ты случайно переписал не так, только вот проверяющим это уже не докажешь.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  1. Смешение слов, близких по значению:

НЕ: «Он обратно прочитал книжку».

А: «Он снова прочитал книжку»

2. Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.

3. Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда.

А вот такие ошибки практически всегда делаются от незнания. Эту проблему можно решить исключительно практикой. Для этого существует большое количество сборников, справочников. В конце-концов, даже «РЕШУ ЕГЭ» для этого подойдет.

Нарушение правил смыслового согласования слов, плеоназмы и тавтологии.

НЕ: «Я поднимаю этот тост», «биография жизни», «проливной ливень».

А: «Я поднимаю этот бокал»/«Я бы хотел сказать тост», «биография жизни», «проливной дождь»/ проливной ливень

Смысловое согласование — это такое согласование, перечитывая которое все понятно и логично.

Неправильными считаются, например, следующие выражения:

  • «Бесцветно черные деревья колышутся на ветру» – деревья не могут быть «бесцветными» и «черными».
  • «Лошади не спеша мчались во весь опор», – речевая ошибка, поскольку «не спеша» (значит медленно), и «во весь опор» (скакали изо всех сил).

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии.

-3

Плеоназм – неуместное многословие, излишнее употребление слов: «габаритные размеры», «первая премьера», «прейскурант цен», «молодой юноша».

Тавтология – словосочетания с общим корнем: «случай случился», «запечатлеть впечатления», «масло масляное».

Такие ошибки часто совершаются в панике. Пишешь-пишешь и вдруг понимаешь, что слов не хватает. Или кажется, что пишешь слишком сухо и просто. И начинается великий словесный потоп, который влечет за собой кучу ошибок (к слову, не только лексических).

Как видите, возможностей ошибиться — множество. Поэтому предлагаю изучить и сохранить себе небольшую памятку, которой пользуюсь я:

  1. Не плоди лишних сущностей без надобности, как говорится. Долой лишние слова. Чем больше ты пытаешься «строить из себя умника», тем больше перегружаешь свой текст. Оно нам не надо. И тебе не надо. И экспертам, кстати, тоже.
  2. Как можно больше читай вслух. Так намного проще запомнить правописание слов.
  3. Написал – прочитал - «проветрился» - перечитал. На экзамене очень рекомендую выйти «подышать свежим воздухом» после написанного задания с открытым ответом.
  4. Проверяй в обе стороны. Пройдись взглядом по написанному тексту дважды. Снизу вверх - для проверки логики повествования и сверху вниз - для лексики и смысла.
  5. В ЕГЭ по русскому языку есть целый ряд заданий, который направлен на повторение и запоминание близких по значению или звучанию слов. Поэтому чем больше вы тренируетесь и решаете – тем лучше.
  6. От «капли» теории к «морю» практики. Откройте интересующую вас тему/задание. Откройте справочник. Найдите и прочитайте то, что касается выбранной темы. Закройте теорию и начинайте решать как можно больше. Со временем вы начнете замечать , что слова и предложения периодически перекликаются. Как только сделали 10 заданий подряд и без ошибок — переходите к следующей теме. Что-то не поняли — справочник/Интернет вам в помощь.

Подарки

Нет лучшего подарка выпускнику, чем знания. Поэтому делюсь с вами лучшими «полезняками», которыми сама постоянно пользуюсь:

Вот и подошёл к концу первый выпуск рубрики о речевых ошибках. Надеюсь, что данная информация оказалась полезной и обязательно пригодится в подготовке к ЕГЭ.