Я уже когда-то останавливался на карьере режиссера Джона МакТирнана. На мой взгляд МакТирнан один из лучших режиссеров восьмидесятых и девяностых. Но ситуацию с «Роллерболом», работа над которым окончилась для него тюремным сроком, я затронул лишь вскользь. Сегодня хотелось бы восполнить этот пробел.
Конец восьмидесятых и девяностые были для Джона МакТирнана звездным часом. Практически все фильмы, к которым он прикасался срывали кассу и получали отличные оценки. За плечами у постановщика фильмы «Хищник», «Крепкий орешек», «Охота за Красным октябрем», «Последний киногерой», «Крепкий орешек 3» и «Афера Томаса Крауна».
Но в конце девяностых его настиг мощнейший провал в лице «13-го воина», который при громадном бюджете в 160 миллионов, еле-еле собрал в кинотеатрах 60. О трудностях производства этого фильма я тоже уже как-то рассказывал. Именно после провала фильма с Антонио Бандерасом и случился «Роллербол».
«Роллербол» - ремейк ленты 1975 года с Джеймсом Кааном в главной роли. Тогда низкобюджетный фантастический фильм обошедшийся в 3 миллиона долларов освоил в американских кинотеатрах 30 миллионов. Долгое время студия хотела выпустить сиквел, но в те годы «сиквелизация» была не настолько модна, как сейчас, так что желание постепенно сошло на нет и о фильме забыли.
Вспомнили о нем в 1999 году, но правильно рассудив, что продолжение не самого известного фильма снимать спустя столько лет, вариант не самый лучший, продюсеры решили снять новую ленту основанную на романе Уильяма Харрисона.
Дела у фильма не заладились с самого начала. Все актеры, которых студия хотела видеть на главной роли отказывались от предложений. Первым был Киану Ривз, который предпочел «Роллерболу» съемки в «Матрице». Дальше студия обратилась к Николасу Кейджу, но и он выбрал «Семьянина».
Где-то в этот момент к проекту присоединился Джон МакТирнан. Получив сильнейший удар по карьере с провалом «13-го воина», МакТирнану необходим был большой хит, чтобы о предыдущем провале в Голливуде быстро забыли.
Получив на руки сценарий МакТирнан принялся его подстраивать под себя, выкидывая всё, по его мнению, ненужное. Многие граждане, работавшие над фильмом, утверждают, что первоначальный сценарий был очень хорош. Но МакТирнану очень не понравился сильный упор в нем на социальную составляющую.
Все это он из сценария пошел убирать. МакТирнан считал, что зрителю не будет дела до обстановки в мире и расслоения общества. Зрителю необходим драйв и постоянный экшн, а всё остальное, мол, можно сократить в несколько раз.
Сценарий переписывали трижды, прежде чем он устроил режиссера. После этого к проекту присоединился Жан Рено и решив, что одной звезды будет достаточно, авторы взяли на главную роль набиравшего обороты после успеха «Американского пирога» Криса Клейна.
Съемки шли почти четыре месяца и когда отснятый материал показали тестовой аудитории, реакция на увиденное была резко отрицательной. Редактор известного сайта Ain't it Cool News, видевший первую версию, утверждает, что фильм был действительно плох, но градус насилия в нем был на какой-то невероятной высоте. Лента щеголяла чрезмерной жестокостью в «роллербольных» сценах, тотальной обнаженкой и ужасным монтажом на экшн-сценах.
Испуганная студия приказала отправить фильм на пересъемки. МакТирнану было приказано убирать из фильма взрослый рейтинг R и снимать новые сцены в подростковом PG-13. После того, как пересъемки закончились картину еще дважды отправляли на досъемки различных сцен, ибо «Роллербол» пошел разваливаться и за сюжетом уже было невозможно следить.
Из-за постоянных переносов и пересъемок первоначальная дата премьеры в 2000 году несколько раз переезжала. Сперва на 2001 год, а в итоге и вовсе уехала на 2002 год. Шедший два с половиной часа фильм урезали до полутора часов, вырезав из него всю обнаженку и жестокость. Несколько миллионов долларов ушло на «ремонт» различных сцен, ибо совсем убрать их из фильма было невозможно.
К примеру, в постельных сценах можно заметить постоянные «затемнения» на героине Ребекки Ромейн. Часть постельных сцен из фильма вырезали, а ту, что оставили сильно сократили.
В общем выход в кинотеатрах в феврале 2002 года предсказуемо обернулся катастрофой. Обладая бюджетом в 70 миллионов, собрать в кинотеатрах «Роллербол» смог лишь 25.
Еще во время съемок фильма Джон МакТирнан подписался на фильм «База Клейтон». Лента стала последней работой режиссера на данный момент. Зритель встретил «Базу Клейтон» весьма неплохо и может быть МакТирнан как-нибудь вылез бы из ямы, в которую угодил с «Воином» и «Роллерболом», но работа над «Роллерболом» все же ему аукнулась.
Скандалы и драки на съемках были привычным делом. МакТирнан постоянно ругался со студийными чиновниками и продюсерами. Желая знать, какую свинью ему еще могут подложить он обратился к частному детективу Энтони Пелликано, который по его просьбе прослушивал продюсеров фильма «Роллербол».
Возможно, об этом никто бы не узнал, но Пелликано работал на очень многих людей в Голливуде. И в начале нулевых по одному из дел, всплыли его прослушки Майкла Джексона и прочих важных граждан. Когда полиция добралась до архивов Пелликано, в них оказался и Джон МакТирнан.
Всех заказчиков потащили по судам. По слухам в деле Пелликано были замешаны многие суперзвезды Голливуда. Но в отношении большинства из них дела удалось замять на ранней стадии. МакТирнану так не повезло. Продолжавшиеся несколько лет судебные разбирательства, в конце концов привели к тюремному сроку для режиссера.
Отделался он, правда, достаточно легко, ибо грозило ему семь лет тюрьмы. В 2010 году МакТирнан получил полтора года. Пелликано же получил 15 лет.
Сейчас режиссер уже на свободе, и иногда новости о его возвращении в кресло режиссера проходят через новостные выпуски. Совсем недавно всплывал слух о том, что он снимет фильм с Умой Турман. Но режиссеру уже 70 лет и сомнительно, что, оставаясь без работы почти 20 лет, он сможет выдать что-то близкое к уровню его фильмов из восьмидесятых и девяностых.
Stay Tuned!