Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как строили броненосные крейсера в стране, где пахали сохой

Вот прямо тянет меня порассуждать на тему, так ли была плоха соха в тех условиях, где она применялась, тем более, что современный эколог подтвердит преимущества мелкой безотвальной вспашки с позиций науки природопользования. Т.е. устройств типа сохи, - но нет, не стану. Журнал всё-таки о море.

Но тут есть некая связь - ведь и корабли строятся для определённых условий. Будет ли одинакова их конструкция у государства, военно-морские базы которого натыканы по всему миру или государства, таковых баз не имеющего практически нигде за пределами своей территории? Любой здравомыслящий человек должен сообразить, что конечно, нет.

Поэтому особенностью строительства крейсеров в России было предпочтение дальности плавания в ущерб бронированию и скорости. Тут очень важно выбрать ту золотую середину, которая позволит совместить всё это в лучших пропорциях. Вот посудите сами - чтобы иметь возможность размещения более мощного вооружения плюс солидных запасов топлива, необходимо увеличить размеры корабля, а чтобы при этом не терялась скорость, должно быть увеличено отношение длины к ширине, проще, он должен быть более узким и длинным.

Но если увеличена длина, то увеличится и площадь бронирования бортов, а это вызовет рост веса брони и увеличение осадки, что в свою очередь уменьшает мореходность в условиях океанского волнения, а тот же "Рюрик", изображённый на фото, должен был нести службу именно на Тихом океане. Кстати, прошу не путать со вторым "Рюриком" построенным в Англии после гибели первого.

Вдобавок возникают проблемы с прочностью столь длинного корпуса и распределением весовых нагрузок по его длине. Раньше-то таких не строили, опыта нет. И ещё один интересный момент - единственный сухой док длиной 130 метров в те поры на Дальнем Востоке был только в Иокогаме. Правда, до русско-японской войны наши корабли были завсегдатаями в Японии, особенно в Нагасаки. Вот как раз фото "Рюрика" у этого порта:

-2

Давайте проследим, как менялся проект крейсера до начала постройки на Балтийском заводе, а также и в ходе самого строительства. Уже по снимкам видно, что идея размещения артиллерии в башнях ещё не нашла своих последователей среди заказчиков и конструкторов. А это ведёт к повышенной поражаемости комендоров орудий, расположенных на палубе и бездействию артиллерии в казематах того борта, который противоположен противнику.

Первоначальный проект был отклонён в немалой степени потому, что "англичане так не строили", а то, что так строили французы, для Морского технического комитета было не аргументом, англичане пользовались бóльшим авторитетом. Для обсуждения второго варианта были приглашены старшие офицеры и командиры действующих крупных боевых кораблей. Учитывая их возраст и опыт - не потому ли в проекте были утверждены мачты для парусов на тот случай, чтобы «держаться на море, не расходуя пара».

Тут выяснилось, что планировавшиеся к постройке паровые машины не обеспечат требуемой мощности, следует увеличить их размеры. Но при этом вырос бы их вес, а учитывая размеры - они бы сильно возвышались над ватерлинией, что увеличивало возможность повреждения в бою. Чтобы уменьшить размеры и опустить их пониже, было предложено установить четыре машины, при этом в режиме экономхода можно было часть их не использовать.

Это предложение прошло, зато не прошло предложение установки водотрубных котлов совместно с огнетрубными. Смысл был в том, что для повседневной эксплуатации, когда не нужна полная мощность, подошли бы огнетрубные, а когда потребовалось бы резкое повышение мощности, водотрубные могли поднять пары за 20 с небольшим минут. Таким образом удлинялся срок эксплуатации за счёт выведения части котлов в резерв. Однако англичане предпочитали огнетрубные и МТК от идеи резервирования мощностей отказался, упирая на то, что кочегары простаивавших котлов "потеряют квалификацию". Лол, как ныне говорится. Потом такая система была введена немцами, но что они там понимают...

Чертежи уже отправились на завод, но тут пришла идея заменить 47мм пушки на 120мм. Разместить их можно было только на палубе, а значит куда-то девать шлюпки, уже размещённые на ней, но главное, изменить систему подачи снарядов, что в свою очередь изменяло размеры и расположение погребов. Кроме того, решили втиснуть-таки всю 152мм артиллерию на батарейную палубу, что опять вызвало необходимость изменения чертежей и расчётов.

Надо помнить, что Балтийский завод был частным предприятием, это выгодно отличало его от казённых, душимых массой формальностей, особенно в области расходования средств. Хотя более 80% акций принадлежало Морскому министерству, но в хозяйственную деятельность предприятия оно не вмешивалось. «Никогда еще строительство не шло так быстро», — говорится в истории завода, а надо помнить, что крейсер "Владимир Мономах" был построен почти в два раза быстрее, чем схожий с ним "Дмитрий Донской", строившийся на казённом Новом адмиралтействе.

Тут ещё какое дело - строительство длилось годы, а развитие технических средств не стояло на месте, тем более, за границей, и возникало желание применить новую технику, что вызывало изменения не только в проекте, но и в уже имеющихся на стапеле конструкциях в металле. Ну и обычная бюрократия. Из-за не соответствующего нормам порядка утверждения документов, работа могла быть остановлена Морским техническим комитетом на месяцы, как было с чертежами руля, ахтерштевня и форштевня.

19 мая 1890 года в присутствии императора произошла торжественная закладка. Однако чертежи всё ещё не были утверждены, работы встали до конца июня. Но зато, уж если были утверждены...
Посмотрите на снимок "Рюрика" в Нагасаки , в средней части виден так называемый "загиб борта внутрь". Вот на "Цесаревиче" он виден более отчётливо:

-3

После изменения расположения артиллерии на "Рюрике" этот загиб стал не нужен. Строители предлагали избавиться от него, вернуться к нормальной конфигурации борта, позволявшей помимо упрощения поверхности и резкого уменьшения трудоемкости увеличить полезную площадь батарейной палубы, улучшить условия спуска гребных судов и паровых катеров, упростить крепление шлюпбалок. Улучшался и внешний вид борта. Но, увы, дело было предрешено тем простым соображением, что чертежи и модель борта с "загибом" были уже представлены государю императору. "Загиб" пришлось делать.

Кстати, гребные, дейдвудные и гребные валы были заказаны в Англии. Международная кооперация существовала и тогда. Меж тем уже отлили рулевую раму весом 14 тонн, ахтерштевень в 13 тонн, готов был форштевень. И тут вновь произведённые расчёты показали, что запас прочности в некоторых узлах корпуса вместо пятикратного (во строили!) будет только 4, 2, а напряжения в верхних связях корпуса составляли 9,65 кг/кв.мм. Работы остановили. Призвели дополнительные сравнительные расчёты этих параметров для уже находящегося в эксплуатации "Адмирала Нахимова". Эти напряжения составляли 7,9 кг/кв.мм.

Пришлось усиливать конструкции корпуса "Рюрика", чтобы достичь того самого пятикратного запаса прочности. Новые чертежи, новые утверждения, новые заказы металла. Спустя месяц остановили работы в артиллерийских погребах. Распоряжением управляющего Морским министерством от 31 августа 1891 г. предполагавшиеся по проекту 152-мм орудия образца 1877 г. с длиной ствола 35 калибров заменялись новыми скорострельными 45-калиберными.

А значит другой тип снарядов, другая система элеваторов и т.д. Целый год МТК решал вопрос, подавать ли снаряды элеваторами в горизонтальном или вертикальном положении. Отдельная эпопея происходила с системой осушения отсеков, отдельная - с бронированием или применением дерева на корабле, количество которого по понятным причинам требовалось уменьшить, но как же было отказаться от восемнадцати трапов из красного дерева во внутренних помещениях или тиковых шкапчиков? Не будем уж говорить об отделке помещений.

Новых решений потребовала впервые применённая на нашем флоте телефонная связь между помещениями и электрические колокола громкого боя. До этого ведь сигналы подавались горнами, барабанами да боцманскими дудками.

Крейсер спустили на воду больше, чем через два года после закладки, 22 октября 1892 года. Те, кто не слишком знаком с судостроением, должны знать, что это отнюдь не окончание строительства, просто освобождается место на стапеле, а достройка длится ещё немало времени, "Рюрик" вошёл в строй ещё через три года - 16 октября 1895-го.

Поэтому, особенно в моменты резких прорывов в технологиях и развитии вооружений, при таких сроках строительства корабли начинали устаревать ещё в момент достройки. Утешало лишь то, что этот процесс был повсеместным, и флота, на голову превосходящего вероятных противников в техническом отношении в те времена построить не удавалось никому. Да по большому счёту и теперь.

Ещё на тему развития флота:

Какие надо строить корабли или судьба одного броненосца

Какой флот нужен России

Флот - длинная рука государства

.......................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь