Найти в Дзене
Design for Learning

6 мифов о работе мозга, которые мешают вам учиться и учить

Оглавление

Веду заметки с курса The Science of Learning — в нём исследователи из National STEM Learning Centre рассказывают о научном видении того, как работает обучение. Акцент делают на знания о работе мозга. Поэтому начали курс с развенчания популярных нейромифов, связанных с мозгом и обучением. Нейромиф — популярное заблуждения о том, как работает мозг в обучении.

1. Мы используем только 10% мозга

Что за миф: мы используем только часть потенциала мозга

Традиционное обоснование этого мифа — картинки из МРТ, на которых только некоторые области мозга подсвечены. Из этого делают вывод, что только некоторые и работают.

На самом деле мозг работает полностью и всё время. Подсвечиваются только области, которые работают активнее других в момент съёмки.

2. Люди учатся лучше, если получают информацию в предпочтительном для них учебном стиле

Что за миф: у всех есть предпочтительный стиль обучения (визуальный, аудиальный, кинестетический) и преподавание в нём повышает эффективность обучения

Миф об учебных стилях — давняя (и, кажется, одна из самых крепких) сказок об обучении. Недавно переводил заметку о недостоверности этой концепции от учителя, изучающего когнитивистику.

В курсе ещё раз опровергли это заблуждение. Исследования (Coffield et al., 2004) раз за разом не находят доказательств того, что любая из существующих моделей об учебных стилях хоть как-то влияет на эффективность преподавания. Другие исследования (Kratzig and Arbuthnott, 2006) прямо называют преподавания согласно учебным стилям «бесполезными усилиями».

Да, у нас есть предпочтения о том, как получать инфу, но наука доказала, что не образовательного эффекта от преподавания в конкретном стиле. При этом сочетание разных источников одновременно работает хорошо на обучение.

3. Перерывы на упражнения могут улучшить связь и совместную работу полушарий мозга

Что за миф: если раз в N часов прерываться и делать упражнения на координацию, это поможет лучше связать работу полушариев мозга

Оба полушария уже связаны и работают вместе благодаря мозолистому телу, а мозг в любой момент времени работает целиком.

4. Различия в доминировании полушарий (левое полушарие, правое полушарие) могут помочь объяснить индивидуальные различия между учащимися

Что за миф: у него левое полушарие доминирует, вот он и творческий, а неё — правое, она логик. Для рисовая мы используем левое полушарие, а для учёбы — правое.

В жизни мы одновременно используем разные части мозга в разных полушариях во время решения задач. С этим помогает «информационная автострада» мозга, которая связывает оба полушария — мозолистое тело.

5. Дети становятся менее внимательными после сладостей и газировки

Что за миф: после потребления сахарных штук внимание детей улетучивается на ближайшие полчаса-час

В лучшем случае результаты исследований неоднозначные (Mahoney et al., 2007), а некоторые даже доказали, что сахар повышает внимание. В целом же результаты 16 исследований (Wolraich, 1995) доказали, что сахар не влияет на поведение и когнитивные функции детей.

6. Проблемы в обучении, связанные с различиям в развитии функций мозга, нельзя исправить с помощью образования

Что за миф: люди с особенностями в развитии (дислексия, например) не смогут их исправить и стать, как все, даже благодаря обучению.

Мозг пластичен всю жизнь и может измениться и исследования показали, что образование может помочь с этим даже если есть нарушения развития вроде дислексии.

Образовательные результаты, которых можем достичь, определены не нашей ДНК, а тем, как гены взаимодействую с нашим опытом.

-2

Если все знают, что это мифы, почему они так популярны? Причин несколько:

  1. В основе доля правды. Часто миф — неправильно интерпретированное или устаревшее открытие.
  2. Нужно признать, что ты ошибся. Никто не любит признавать, что неправ(а)
  3. Нужно менять что-то в работе. Вы привыкли решать задачи и думать определённым образом, а теперь нужно меняться и менять.
  4. Проще распространить миф, чем его потом опровергнуть.
Наука
7 млн интересуются