Найти тему
Московские истории

Рожденные в 80-х: "Странный и прекрасный клуб в "Олимпийском", где тусовались только африканцы и я"

Поколение 1980-х знает много новых слов, умеет ловко организовать быт с помощью мобильника и вообще "совсем не такие". Но и у них есть воспоминания о городе, восприятие Москвы сегодняшней и свои любимые места в ней - все, как у прежних поколений. На три вопроса - о Москве юности, городе сегодня и "тайном" месте - отвечает Артур ГРАНД.

Делегатская улица. Фото автора.
Делегатская улица. Фото автора.

В Москве моей юности, а это середина-конец 90-х, была особая дворовая жизнь. То время стало для нее закатом, но мне удалось ее застать. Почти во всех дворах были легендарные коробки, где летом играли в футбол, а зимой – в хоккей. Почти все свое детство я провел в огненных битвах на одной из таких коробок. Дворы жили своей жизнью, почти все друг друга знали, пройти из одного двора в другой можно было только при наличии особой визы – нужно было хорошо знать кого-то из «чужих». Я не склонен наделять ту дворовую жизнь ностальгической романтикой, но это был специфичный уклад, двор казался надежным космическим кораблем, а весь остальной город – открытым космосом.

В Москве было очень много палаток. Почти все необходимое я покупал в ларьках, а не в магазинах. Были классные и отстойные палатки, в классных готовили жуткую пиццу (тогда она казалась божественной), а в отстойных сигареты стоили дороже, чем в других ларьках. Еще было очень много бильярдных, где стояли столы и для пула, и для русского бильярда. Зачастую это были какие-то сомнительные одноэтажные заведения, тонувшие в сигаретном дыме, где собиралась странная публика, мелкопоместные бандиты или кто-то вроде них.

Вечеринка в клубе Taxman, dj Hash (это я) и группа Asparagus, 2001 год.
Вечеринка в клубе Taxman, dj Hash (это я) и группа Asparagus, 2001 год.

Еще тогда было много хип-хоп клубов. То есть в них играл только хип-хоп, сейчас такого нет, повсюду сплошное техно. Самым странным и прекрасным был клуб Sanaga в Олимпийском, там тусовались только африканцы, иногда я там был единственным белым. Там всегда играл большой улыбчивый диджей, похожий на рэпера Big Pun, я заходил, мы здоровались, и он включал «California love». Еще был примечательный Buddha bar на Кузнецком мосту и смешной эклектичный «Гиппопотам» на Мантулинской. Я сам с друзьями диджеил и устраивал хип-хоп тусы по выходным в рокерском клубе Taxman, который находился в ЦДХ. Печатали флаеры, ставили лютый андерграунд. Это было дико и весело, сейчас такое даже представить нельзя.

В сегодняшней Москве очень много всего. Торговые центры, моллы, фудкорты, плитка, городской wi-fi, камеры наблюдения, ну и все горькие плоды благоустройства. Общественный транспорт стал современнее и удобнее, но, например, навигация в метро раньше была лучше. Все эти бесконечные кофейни, барбершопы и донерные. Москва меняется очень сильно, становится все более предсказуемой, однообразной, город стал мегаполисом, мне все сложнее ощущать его своим. Иногда появляются новые оригинальные места, наполненные жизнью, а не ритуалом; одним их них была «Яма», но ее закрыли.

Хохловский переулок. Фото Елены Головань.
Хохловский переулок. Фото Елены Головань.

Любимое «тайное» место города. Я обожаю Китай-город, это самый аутентичный квартал в столице. Люблю места своего детства: Студенческая улица, Кутузовский проспект, набережная Тараса Шевченко. Пространство вокруг Новодевичьего монастыря, парк Декабристов, переулки, примыкающие к Новому Арбату (но не он сам) со стороны Борисоглебского переулка. Из кластеров, пожалуй, только ArtPlay. Нравится старинный паб «16 тонн», честная атмосфера, концерты инди-музыкантов и локальное пиво. А секретное место – недостроенное четырехэтажное здание с потрясающим граффити внутри (уровень берлинских муралов), один из этажей полностью посвящен Бродскому. С крыши прекрасный вид на реку. Где оно находится, я не скажу, это же секретное место, к тому же попасть туда сейчас легально невозможно.

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru

СССР
2461 интересуется