Найти тему
ЭКСКУРС TV

Что Собянину смерть, то немцу троллейбус

Спустя полвека троллейбус возвращается в Берлин!

Остатки Московского троллейбуса. Фото: Клауд // transphoto.org
Остатки Московского троллейбуса. Фото: Клауд // transphoto.org

До 2015 года Московский троллейбус был крупнейшей троллейбусной сетью в мире по длине контактной сети и числу подвижного состава. До 2019 года оставался крупнейшей сетью в России - по количеству действующих маршрутов и всё той же длине контактной сети. Пока собянинцы не устроили в Москве троллейбусный погром. Они решили, что троллейбус - это устаревший, неэкономичный вид транспорта, мешающий уличном движению и уродующий внешний вид города. Мнения москвичей, как водится, спросить забыли, а когда его узнали (внезапно - оно оказалось противоположным мнению мэрии), просто положили на него болт и продолжили выпиливать троллейбус, активно пропихивая москвичам вечно ломающиеся дорогущие электробусы. 

Московские электробусы у Киевского вокзала. Фото: Сергей Лапин // transphoto.org
Московские электробусы у Киевского вокзала. Фото: Сергей Лапин // transphoto.org

А вот дикие, необразованные немцы, живущие до сих пор то ли на заре XIX века, то ли вообще где-то в средневековье, решили, что троллейбус им нужен! Ну странные ребята, ей-богу! Иначе как объяснить решение властей Берлина возобновить в столице Германии троллейбусное движение? 

Троллейбус SSW-DB 45/47 на маршруте А32 в Берлине, 1950 год. Автор: railasia // transphoto.org
Троллейбус SSW-DB 45/47 на маршруте А32 в Берлине, 1950 год. Автор: railasia // transphoto.org

А теперь серьёзно и без иронии: спустя полвека троллейбус действительно возвращается в столицу Германии, в район Шпандау. Заметьте - не массово и сразу на весь город, а в тестовом режиме. Сдаётся мне, что не такие уж они тёмные, эти немцы. Что-то понимают в экономике и в урбанистике, раз сначала хотят провести тестовую эксплуатацию системы и понаблюдать за поведением пассажиров и реакцией горожан. Разумеется, для большего маневра берлинский троллейбус будет иметь на борту аккумулятор, но он останется сначала троллейбусом. На транспортном языке это ТУАХ - троллейбус с увеличенным автономным ходом.

Троллейбус Büssing–NAG/C&U 33F в Берлине, 1933 год (это же времена романов Ремарка!). Автор: railasia // transphoto.org
Троллейбус Büssing–NAG/C&U 33F в Берлине, 1933 год (это же времена романов Ремарка!). Автор: railasia // transphoto.org

В отличии от светлых собянинских голов у тёмных немцев всё по науке. Транспортный отдел Городского сената провёл исследования, изучил рынок перевозок в городе и предложения изготовителей, предъявил технико-экономический анализ будущей линии, в котором все цифры уж очень подозрительно близки к реальности. И даже уточнили - пока только планируют, хотя планы уже решительные, поэтому дат запуска в газеты пока не сообщат. Куда им до Никиты Сергеича, у которого точная дата коммунизма была известна - через 20 лет!

Троллейбс AEG HS56 Фото: К-Х. Гевандт, из коллекции Ааре Оландера // transphoto.org
Троллейбс AEG HS56 Фото: К-Х. Гевандт, из коллекции Ааре Оландера // transphoto.org

В этом плане вообще ни к чему не подкопаешься - они даже район выбрали идеальный, ироды немецкие. А жители Шпандау? Шпана, да и только! Они, оказывается, уже давно трамвая требуют! Ну ничего они в градопланировании не понимают! Не дорог расширения хотят, не развязок многоуровневых, а провода с рельсами! В комитете посчитали, и решили - трамвай дорого, а троллейбус - в самый раз, по пассажиропотоку и нагрузке на сетку улиц. Может быть, подвижной состав закупят бывший в потреблении? В Абхазии? Тоже нет - смотришь в план и видишь там низкопольные современные сочленённые машины.

Район Шпандау в Берлине, куда придёт троллейбус. Фото sputnik8.com
Район Шпандау в Берлине, куда придёт троллейбус. Фото sputnik8.com

Объём работ, конечно, впереди огромный. После того, ка сенат утвердит планы, нужно будет составить технический проект, закупить подвижной состав, построить и оборудовать депо и саму линию.  Троллейбус станет в районе Шпандау альтернативой трамваю. Здесь важно учесть два момента: а) немцы развивают общественный транспорт и б) немцы развивают электрический, то есть экологически чистый, общественный транспорт.

В Шпандау находится крупный железнодорожный вокзал. Фото tonkosti.ru
В Шпандау находится крупный железнодорожный вокзал. Фото tonkosti.ru

Причём троллейбус в Шпандау отнюдь не станет первым берлинским троллейбусом. Троллейбус работал в Берлине ещё до первой мировой войны - правда недолго и с большими перерывами, а после появился в 1933 и проработал до 1973 года. Как раз до эпохи тотальной автомобилизации. При этом рядом с Берлином, в земле Бранденбург, находится город Эберсвальде. Знаменит он тем, что в нём работает целых два троллейбусных маршрута, а сам городок - один из трёх в Германии, где троллейбус сохранился. Власти Эберсвальде тоже настроены решительно, и не исключён вариант соединения с троллейбусной системой Берлина. 

Троллейбусы Шкода 9Тр, Шкода 14Тр, Икарус 280Т в городе Эберсвальде, Германия. Фото Mattis // transphoto.org
Троллейбусы Шкода 9Тр, Шкода 14Тр, Икарус 280Т в городе Эберсвальде, Германия. Фото Mattis // transphoto.org

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |

Цикл "Комфортный город"
Забор головного мозга | Безопасные дороги: финский опыт