Найти тему

Ермолова детского театра

Валентина Сперантова… Это имя я узнала уже будучи взрослой. В детстве, слушая радиоспектакли, я совсем не озадачивалась тем, кто играет там, по ту сторону микрофона. Я просто отмечала про себя, что мальчики всегда говорят удивительно похожим голосом. Мне нравилось все в этом голосе: тембр, умение выразить голосом разные чувства. Ведь по радио не видишь актера, нет лиц крупным планом, не видно жестов, но удивительным образом Сперантовой удавалось передать чувства и эмоции своих героев.

24 февраля у Валентины Александровны День рождения. В ее семье любили театр и ставили свои домашние спектакли. В гимназии, где училась маленькая Валя она организовала театральный кружок.

И пусть сразу не сложилось с театром( уехала в Москву за обещанной протекцией, но не получилось, да еще и тифом заболела. Решила оставить сцену и поступила в ВХУТЕМАС.) Мечта о сцене все же жила в ней. И вскоре она поступила в ГИТИС( тогда это была студия «Молодые мастера», потом Театральный техникум имени А.В.Луначарского).

После окончания ей с трудом удалось попасть в Первый государственный педагогический театр (ныне это Московский театр юного зрителя – МТЮЗ). Руководил им тогда Юрий Михайлович Бонди. Она так искусно изображала своих героев, что даже второстепенные персонажи становились необычайно яркими и запоминающимися.

В 1938 году на премьеру спектакля по пьесе Марка Твена «Том Кенти» попал драматург Бернард Шоу. После представления за кулисами он обнял и дружески потрепал по щеке чудесного «мальчика», сыгравшего главную роль. «Сэр! Это же дама, и у нее есть дочь!» – этой репликой Шоу был сражен. Великий драматург преклонил перед Сперантовой колени и поцеловал ей руку.

Позже драматург Виктор Сергеевич Розов так описывал свои впечатления от спектакля "Дубровский", в котором играла актриса: "Пусть извинят меня исполнители главных ролей, но они крайне смутно, туманно всплывают в моей памяти, иные и совсем забылись. А вот маленький, рыжий, худой, жилистый Митя, который приносит в дупло кольцо, ошеломил меня. Это был не просто мальчишка, это был характер. Характер сильный, отважный, твердый. Я терпеть не могу, когда мальчишек играют актрисы с уже грузной, типично женской фигурой, и юные зрители на свой лад сыплют всевозможные ехидные реплики во время действия в их адрес, но тут, хотя в программе и стояла женская фамилия, ни один зритель не то, что не ехидничал, а, затаив дыхание, ловил каждое слово Мити. Ловил их и я, восхищаясь и движениями и его, и тембром голоса. Я впервые увидел Сперантову. И понял: разве дело в том, кто играет, актер или актриса. Сила в таланте".

Во время Великой Отечественной войны В.А. Сперантова состояла в труппе Фронтового тетра ВТО, а в 1944 году она была приглашена в Центральный детский театр, который когда-то создала Н.И. Сац. И с того момента ЦДТ (теперь это Российский академический молодежный театр) стал для Валентины Александровны вторым домом. В нем она прослужила более 30 лет.

Племянница актрисы рассказывала о послевоенных годах: «Чего я только у тети Вали не видела! Прежде всего - квартира! Она имела отдельный вход с Садовой-Сенной. Открываешь дверь, и перед тобой лестница, которая ведет на второй этаж, а там огромное зеркало в прихожей и три комнаты. У тети Вали часто собирались друзья, смеялись, шутили, кто-то пел, кто-то читал стихи, подолгу засиживались. Однажды мы стали свидетелями поразительного тоста, после которого за здоровье Сперантовой пили из ее туфельки! Все мужчины встали. Туфелька с вином путешествовала по кругу от одного мужчины к другому. Больше я такого не видела никогда, хотя на моей памяти было много экстравагантных тостов».

Однако время неумолимо. Настал тот печальный момент, когда Валентина Александровна уже не могла играть детей. Об этом периоде В.А. Сперантова вспоминала так: "У одного мальчика спрашивают: "Ну, как тебе спектакль?", он говорит: "Мне очень понравился этот старенький мальчик". Я больше никогда не приду играть мальчиков", – сказала я"… Актриса признавалась: "Я отрывала от себя какой-то дорогой кусок жизни. Я как будто прощалась со своими детьми…"

В кино Валентина Александровна стала сниматься в 1953 году. Первой ее ролью стала бабушка в фильме "Алеша Птицын вырабатывает характер".Многие помнят ее тетю Глашу из "Большой перемены", мать семейства Клавдию Васильевну из "Шумного дня" и бабушку из фильма "Три дня в Москве".

У В.А. Сперантовой было немало наград и званий. Но гораздо важнее было, что она "главный мальчишка Советского Союза". Валентина Александровна работала до самых последних дней, хотя здоровье ее все чаще подводило. Актрисы не стало в 1978 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище 6 участок.