В течение следующих пяти лет (2020–2024), экономика ЕАЭС, вероятно, будет ежегодно расти в среднем на 2,1%, что будет выше, чем среднее значение в 0,8%, которое наблюдалось в течение «первой пятилетки» Союза (2014–2018), таков прогноз исследования Юрия Кофнера, приглашенного научного сотрудника Сколковского института исследований развивающихся рынков, главного редактора аналитического портала «Евразийские исследования», проведенного для Венского института политики безопасности.
Экономическое развитие ЕАЭС по-прежнему будет зависеть преимущественно от поведения российской экономики, которая, хотя и будет расти с относительно более низкими среднегодовыми темпами в 1,8% в течение исследуемого периода, в 2025 году все равно будет составлять 83% общесоюзного ВВП.
Более того, поскольку 86,5% всей торговли ЕАЭС составляют внешняя торговля с третьими сторонами, а 3/4 этой внешней торговли составляют минеральные продукты и металлы, потенциальное экономическое развитие Евразийского союза сильно зависит от трех внешних факторов: от состояния делового цикла его основных зарубежных торговых партнеров; от объемов международной торговли; от мировых цен на сырьевые товары, в основном энергоносители и различные металлы. К сожалению, в течение следующих двух-пяти лет ожидается неблагоприятная тенденция во всех трех сферах.
Однако, в течение прогнозного периода (2018-2024) также будет происходить увеличение конвергенции уровней инфляции между государствами-членами ЕАЭС и их общее снижение до уровня 4%, что будет на 3,5 процентных пункта ниже, чем было в предыдущем пятилетнем периоде (2014-2018).
В качестве рекомендаций экономист предлагает:
- расширение сети зон свободной торговли с третьими странами, особенно с развивающимися экономиками;
- устранение барьеров на общем внутреннем рынке ЕАЭС и обеспечение доступа государств-членов к российскому рынку (в частности, в области государственных закупок и локализации производства)
- создание правовых стимулов для внутри- и внесоюзной промышленной корпорации;
- ускорение повестки цифровой трансформации Союза;
- приглашение Узбекистана и Таджикистана стать членами ЕАЭС;
- рассмотреть возможность введения общего инфляционного таргета центральных банков государств-членов ЕАЭС на уровне 4%;
- придерживаться подходом "многоскоростной интеграции".
Полный текст аналитической статьи можно почитать здесь.