В Санкт-Петербурге завершилась реставрация некоторых помещений Юсуповского дворца. Восстановительные работы проведены в рамках подпрограммы «Наследие» городской программы «Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге» на 2019 – 2021 годы». Соответствующая информация 26 декабря появилась на сайте Администрации Северной столицы.
«В 2019 году в рамках программы КГИОП продолжалась реставрация интерьеров Юсуповского дворца на Мойке, 94. В этом году работы проводились на Половине молодых и в Буфетной Домашнего театра, а также на Садовом павильоне. Общий объем финансирования реставрации за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга составил 155,8 млн рублей», — говорится в сообщении Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Половина молодых находится на первом этаже главного здания дворца Юсуповых и включает несколько художественно оформленных интерьеров: Гостиную княгини Ирины с высеребренным альковом, Спальню княгини, Ванную комнату, комнату для драгоценностей и комнату при Бассейне Феликса Юсупова. В XIX веке в этой части дома находились помещения служебного характера, когда-то были спальни и девичьи комнаты Зинаиды и Татьяны, дочерей княжеской четы Татьяны Александровны и Николая Борисовича Юсуповых. В феврале 1914 года состоялась свадьба молодого князя Феликса и княжны императорской крови Ирины Александровны, урожденной Романовой, племянницы императора Николая II. Молодым отдали левую половину первого этажа, где немедленно начались работы по переустройству и отделке комнат в соответствии с художественными вкусами того времени.
Алько́в — углубление, ниша в комнате или другом помещении. Преимущественно служит спальней, является местом расположения внутриквартирной лестницы, в парадном зале — место для бесед.
Для создания интерьеров для себя и своей супруги Феликс Юсупов пригласил молодых выпускников Академии художеств: архитектора Андрея Белобородова, художников Сергея Чехонина, Николая Тырсу, Владимира Конашевича. Молодые мастера внесли много новаторских идей, использовали уникальные архитектурные приемы и новейшие материалы, которые больше не встречаются ни в одном из княжеских особняков Санкт-Петербурга. В Гостиной с серебряным альковом поставили мебельный гарнитур слоновой кости, выполненный на производстве поставщика Двора Его Императорского Величества Ф. Тарасова, в Спальне – мебель амарантового дерева, полированного с чёрными жилками, обстановку дополнили редкими изысканными предметами художественной коллекции.
По сей день дворец Юсуповых продолжает открывать реставраторам, архитекторам, историкам свои тайны. По словам специалистов, в каждом помещении дворца были найдены свои «секреты». Феликс и Ирина Юсуповы неоднократно бывали за границей, в частности, в Париже, где посещали антикварные магазины и аукционы. Располагая почти неограниченными средствами, они значительно пополнили фамильные коллекции, выкупив ряд высокохудожественных предметов мебели, фарфора, осветительных приборов. Феликсу и Ирине Юсуповым не довелось «обжиться» в новых интерьерах. Они поженились в феврале 1914 года, а уже в 1916 году покинули дворец.
По словам специалистов, в каждом помещении дворца были найдены свои «секреты». Феликс и Ирина Юсуповы неоднократно бывали за границей, в частности, в Париже, где посещали антикварные магазины и аукционы. Располагая почти неограниченными средствами, они значительно пополнили фамильные коллекции, выкупив ряд высокохудожественных предметов мебели, фарфора, осветительных приборов. Феликсу и Ирине Юсуповым не довелось «обжиться» в новых интерьерах. Они поженились в феврале 1914 года, а уже в 1916 году покинули дворец.
По данным пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга, в 2020 году планируется реставрация интерьеров личных комнат княгини Зинаиды Юсуповой, в том числе Кабинет княгини и Туалетная комната, Персидская и Ванная комнаты, а также реставрация дворового флигеля, усиление и гидроизоляция фундаментов дворца.
Юсуповский дворец: реставрация помещений
Будуар с серебряным альковом (или Гостиная Ирины Юсуповой) и бывшая Спальня Ирины Юсуповой – «нежнейшие интерьеры», созданные для молодой супруги князя. Особую ценность представляет серебряный альков. Здесь сохранилась авторская живопись начала ХХ века и часть авторского серебра. Отделка стен алькова выполнена сусальным серебром. Ниша перекрыта коробовым сводом. Две свободно стоящие деревянные колонны с антаблементом отделяют пространство алькова от остальной части помещения. Роспись коробового свода в виде трельяжной сетки с изящными букетиками цветов выполнена художниками В. Конашевичем и С. Чехониным. Им же принадлежит авторство росписи крестового свода с изображением птиц, роспись ребер свода растительным орнаментом, роспись в люнетах свода с мотивом вазонов с цветами и роспись стен алькова полихромными цветочными композициями. Покрытие стен серебром – уникальный приём для интерьеров Петербурга. Пол алькова выложен розовато-коричневым мрамором с прожилками.
По сохранившимся воспоминаниям, Феликс Юсупов планировал устроить в алькове объем с хрустальной ванной, в которую бы стекала вода, переливаясь из чаши в чашу, сделанных из полудрагоценных камней.
Объем архитектурный — архитектурное сооружение или его часть, воспринимаемые в их внешней форме.
В этом помещении специалисты выполнили реставрацию штукатурного слоя стен, плафонов, арок с отделкой сусальным серебром и живописью, сводчатых плафонов с живописной отделкой, мраморного камина, паркета из ценных пород древесины, деревянных колонн и стен алькова из сусального серебра.
В соседнем интерьере находится Спальня Ирины Александровны. По замыслу архитекторов, здесь между альковной частью, где стоит кровать и другие предметы мебели, и небольшой гостиной предполагалась драпировка. Сохранились механизмы для этой драпировки. На потолке полихромная роспись, выполненная художником Н. Тырсой: цветочный венок по центру и угловые композиции вокруг купола. В алькове на восточной стене сохранилась дверь, ведущая в ванную комнату.
Помещения Гостиной и Спальни использовались как служебные после передачи дворца Дому культуры.
В спальне Ирины Юсуповой выполнена реставрация штукатурного слоя стен, сводчатых плафонов с полихромной живописной отделкой, реставрация декоративных радиаторных экранов, дверных заполнений, мраморного средистенного камина, паркета, реставрация люстр и бра. Одна из дверей Спальни Ирины Александровны ведёт на деревянную лестницу, с верхней площадки которой можно попасть в Комнату для драгоценностей. Ступени и площадки лестницы выполнены из древесины дуба, перила и балясины хвойных пород с разделкой под ценные породы древесины. Для освещения лестницы устроен искусственный световой фонарь в деревянном обрамлении с матовым остеклением.
Уникально архитектурное решение Комнаты для драгоценностей. Она устроена в межэтажном перекрытии. Здесь архитектор А. Белобородов использовал специальные гнутые конструкции, на которые была натянута сетка-рабица и, таким образом, сформирован объем этого пространства, создавая эффект кирпичных сводов.
В нишах комнаты Феликс Юсупов предполагал создать поворотные витрины, которые путём нажатия на специальную кнопку могли скрывать украшения Ирины Александровны, что обеспечивало их неприкосновенность. Дверь в сейфовую комнату была обыкновенная деревянная. Украшения княгини были подробно описаны в петербургском журнале «Столица и усадьба» за 1914 год.
Отреставрирована лестница, витрины в комнате для хранения ценностей, паркетные полы, световой фонарь, дверные заполнения и фурнитура. Через другую дверь из своей спальни Ирина Юсупова попадала в туалетную комнату (Ванную). Здесь сохранились вентиляционная камера, которая выводила влагу из помещения, система трубопроводов. На полу – подлинная метлахская плитка с новейшим в начале ХХ века ангобным покрытием. Кран также был технической новинкой для Петербурга начала прошлого столетия: горячая и холодная вода подавались отдельно друг от друга, смешиваясь уже только в ванной.
Раковина и ванна не сохранились, на их места установлены исторические аналоги. В советское время в этом помещении без окон располагался кабинет одного из сотрудников Дома культуры работников просвещения. Панели, потолок и двери туалета отделаны красным деревом. На задней стенке – световая панель с матовым стеклом. На двери – кнопочная ручка в форме овала. Здесь выполнена реставрация штукатурного слоя стен, вентиляционных решеток, дубовых ступеней, паркетных полов, метлахской плитки, дверных заполнений, сантехнической латунной арматуры, исторического унитаза, исторического выключателя.
В комнате при Бассейне Феликса Юсупова в советское время также размещались рабочие кабинеты. Когда при ремонте в конце 1980-х годов специалисты вскрыли полы, то обнаружили под досками бассейн из белого мрамора. Бассейн устроен по принципу римских бань-терм. По замыслу Феликса Юсупова для этого помещения на фарфоровом заводе в Кикерино были заказаны длинномерные глазурованные керамические плиты. Однако по техническим причинам эти плиты выполнить не удалось – они были слишком велики и трескались при обжиге. Тогда князь согласился на мраморное покрытие. Накладки на выходные отверстия водопроводных труб в чаше бассейна выполнены в виде мраморных львиных маскаронов. У львов развевается грива и раскрыта пасть, в которой скрыт выход водопроводной трубы. Сохранились подлинные владельческие сантехнические приборы, система вентиляции. Пол вокруг бассейна покрыт мрамором и метлахской плиткой серого цвета. В комнате также сохранился камин из белого мрамора, на фризе которого находится маскарон Нептуна.
В комнате при бассейне в нише в стене слева от входа сохранился небольшой сейф. В княжеском доме именно на мужской половине находилось хранилище для семейных ценностей. В двери, ведущей в комнату, сохранилась филенка, выполненная из берёзовой фанеры. Когда специалисты её обнаружили, то решили, что она относится к советскому периоду. После расчисток и исследования выяснилось, что фанерные филенки в двери исторические — это был в тот период модный материал.
В комнате при бассейне Феликса Юсупова выполнена реставрация штукатурных кессонов по периметру плафона, сложнопрофилированного дубового карниза, паркетных полов, полов с метлахской плиткой, мраморной чаши, ступеней, скамьи бассейна, мраморных полов, сантехнической арматуры бассейна, мраморного камина и сейфового шкафа.
Также в 2019 году выполнена комплексная реставрация помещения Буфетной при театре дворца Юсуповых. Фойе театра или, как его называли, «Буфетная комната при театре», сохраняет отделку, выполненную в 1900 году по чертежам архитектора Александра Степанова. Архитектурно-художественное решение интерьера выполнено в стиле Людовика XVI, включая лепную отделку стен и потолка, штофные панно в резных рамах.
Шелковые зеленые штофные панно появились здесь в 1990-е. Ранее фойе украшали четыре шпалеры фламандской работы XVII века на сюжеты, заимствованные из истории римских императоров Тита и Веспасиана. Тремя из них – двумя большими и одной малой, А. Степанов декорировал стены фойе, а четвёртая послужила вставкой в плафон, отделанный лепкой и позолотой.
В Буфетной выполнены работы по усилению балок и межэтажных перекрытий и восстановление первоначальной отделки по историческим материалам. Специалисты восполнили утраты по сохранившимся образцам и архивным иконографическим материалам.
Возвращен исторический облик северного фасада Садового павильона, который при князьях Юсуповых ограждал границу их владений. При графическом анализе исторического чертежа Садового павильона специалистами установлено, что отметка современного тротуара отличается от исторической отметки значительно меньше, чем на садовых фасадах, где культурный слой толще. Вследствие этого стало возможно раскрытие низа окон. В соответствии с проектом выполнены реставрация кирпичной кладки, оштукатуренных и окрашенных поверхностей, естественного камня, архитектурно-лепного декора, восстановление оконных и дверных заполнений из дуба. Садовый павильон-грот был построен неизвестным архитектором в партерном саду графа Петра Ивановича Шувалова предположительно в конце 1750-х годов.
Лицензия на реставрацию
Для выполнения ремонтных и строительных работ на объекте культурного наследия необходимо иметь специальную лицензию, которую выдает Министерство культуры. Этот разрешительный документ позволяет выполнять работы по восстановлению, возрождению или воссозданию памятников истории и культуры. К таким работам относятся:
- Обследование памятников на предмет разрушений или иных отклонений от норм;
- Реконструкция и воссоздание архитектурно-исторических ансамблей;
- Восстановление изделий, при производстве которых использовались особые знания, старинные приемы и техники обработки материалов.
При этом все реставрационные работы объекта культурного наследия, которые выполняются без соответствующей лицензии, являются незаконными.
Наша компания оказывает юридическую помощь при получении лицензии на реставрацию. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией Минкультуры.